Сергей Параджанов — это имя, которое навсегда вошло в пантеон мирового кинематографа и является неотъемлемой частью истории украинского кино. Его нестандартный подход к режиссуре, сочетание традиционного украинского искусства с авангардными формами, создали неповторимый визуальный стиль, до сих пор восхищающий зрителей. Параджанов – это не просто кинорежиссер, а настоящий художник, переосмысливший своими творениями восприятие национальной культуры и истории.
ЮНЕСКО объявила в 2024 году — годом Сергея Параджанова в честь его 100-летнего юбилея. 9 января исполнилось 100 лет со дня рождения всемирно известного гения кинематографа.
Одним из известнейших фильмов Параджанова является Тіні забутих предків, экранизация одноименной повести Михаила Коцюбинского. Эта картина стала настоящим шедевром не только украинского, но и мирового кино. В нем режиссер сумел передать всю красоту и народные элементы гуцульской жизни, соединив поэтическую образность с глубоким психологизмом.
«Ты думаешь, я не понимаю, зачем мне поручили эту постановку? А, мол, этот армянчик — все равно завалит Коцюбинского! Вот я им завалю! Я им такое сделаю кино, которое ни на один язык не переведут — не сумеют. И переводить не надо будет: всем все будет ясно. Такую я им Украину сделаю!», — эмоционально говорил Сергей Параджанов о своем фильме Тіні забутих предків.
Мы предлагаем вам узнать 5 интересных фактов о создании фильма Тіні забутих предків, которые помогут вам заглянуть за кулисы этого киношедевра и глубже понять творчество Сергея Параджанова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не только Тени забытых предков: 5 известных фильмов Сергея Параджанова
Чтобы глубже погрузиться в атмосферу Карпат и гуцульского быта, режиссер отказался от комфорта гостиницы и поселился в традиционной гуцульской избе. Несмотря на языковой барьер, он пытался общаться с жителями и приобщаться к их разговорам. На местных ярмарках Параджанов старательно собирал разнообразные предметы быта, которые впоследствии стали неотъемлемой частью визуального ряда фильма, придавая ему подлинность.
Кроме наблюдений за повседневной жизнью гуцулов, режиссер проводил тщательные исследования в музее народного искусства Гуцульщины и Покутья. Заведующая отделом керамики Романна Баран до сих пор вспоминает легендарную историю о том, как Сергей Параджанов, посещая музей, якобы кланялся экспонатам, говоря, что именно здесь он черпает вдохновение для своих кинолент.
Съемочная группа фильма Тіні забутих предків была достаточно многочисленной. Среди ее участников был молодой и талантливый поэт, драматург и сценарист Иван Драч. Именно на съемках этой картины началась их длительная дружба с режиссером Сергеем Параджановым. Их первое знакомство прошло в 1962 году в союзе кинематографов. Тогда Параджанов, как всегда, оригинален, принес с собой целый букет роз и, обращаясь к каждому писателю, словно торжественно объединял их с кинематографом и вручал по цветку.
На протяжении съемок Драч стал не только свидетелем творческого процесса, но и верным другом для больного режиссера, сопровождая его многочисленными больничными процедурами. Именно благодаря Ивану Драчу появилась первая рецензия на фильм на украинском языке, что способствовало его популяризации. Даже в семейные дела Драча Параджанов внес свою неповторимую нотку, когда в семье поэта ожидалось появление ребенка, режиссер подарил им уникальный гуцульский трисвечник с юмористической надписью:
«Если сын будет – бесплатно, если дочь – пять рублей».
Этот жест стал символом их крепкой дружбы и взаимного уважения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Страсть к барахолкам, желание радовать близких и любовь к Украине: каким был культовый режиссер Сергей Параджанов
Музыка фильма Тіні забутих предків стала неотъемлемой частью его всеобщей атмосферы. Ее автором стал выдающийся украинский композитор Мирослав Скорик. Именно благодаря его музыке пестрый фольклорный мир картины приобретает целостность и глубину. Впоследствии, на основе созданной для фильма музыки, Скорик написал Гуцульский триптих – яркий пример того, как киномузыка может превратиться в самостоятельное музыкальное произведение.
Особое место в саундтреке к фильму занимает звучание трембита, чтобы записать этот уникальный инструмент из Карпат в Киев пришлось перевозить несколько десятков этих длиннющих труб. Параджанов, известный своей изобретательностью, убедил авиакомпанию разрешить занести трембиты в салон самолета. Само звучание этих самых трембит мы слышим в начале фильма.
Художник Тиберий Сильваши, работавший на съемках фильма Тіні забутих предків, также вспоминает напряженную атмосферу на съемочной площадке.
«Ильенко держал Параджанова за грудь и кричал: Я тебя убью! Это было во время очередной горячей дискуссии о фильме», – рассказывает художник.
Отношения между режиссером и оператором были настолько напряженными, что их часто сравнивали с дуэлью. Один из таких эпизодов произошел, когда после очередного спора Параджанов и Ильенко решили разрешить конфликт традиционным способом – поединком. Однако из-за наводнений мост, который должен был служить местом дуэли, был разрушен. Именно тогда Ильенко вроде бы привиделись легендарные красные лошади, но добавлять момент с огненными животными Параджанов долго не хотел — утвердил только на этапе монтажа.
Сцена с красными лошадьми, ставшая мировой визитной карточкой Тіні забутих предків, произвела такое сильное впечатление на западных кинокритиков, что во французском прокате фильм решили назвать Les Chevaux de Feu – Огненные лошади. Такой перевод был обусловлен тем, что при прямом переводе украинского названия на французский язык его глубокий символизм терялся.
Этот яркий образ огненных лошадей привлек внимание французской публики и фильм имел невероятный успех. Как вспоминал оператор Юрий Ильенко, во французских газетах писали, что парижане стояли в очередях всю ночь, чтобы посмотреть этот фильм. Этот успех во Франции способствовал тому, что Тіні забутих предків получили должное признание и на родине, несмотря на многочисленные препятствия со стороны советской власти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Жизнь между искусством и репрессиями: какие неизвестные факты скрывает биография культового режиссера Сергея Параджанова