«Темные века» украинской истории: интервью с продюсером фильма "Таємничі манускрипти" Акимом Галимовым о Церкви и Государственности

Исторический детектив "Таємничі манускрипти" продолжит знакомить нас с собственной историей.

«Таємничі манускрипти» – четвертый фильм из цикла «Україна. Повернення своєї історії». (Первый вышел в 2016 году, третий под названием "Скарби нації” в 2019-м). Зрители канала 1+1 также хорошо знают 8-серийный проект «Таємниці великих українців», над которым тоже работала креативная команда во главе с Акимом Галимовым. Это 2 разных проекта, но оба о нашей истории, о ее неизвестных или малоизвестных страницах и фигурах.

В преддверии премьеры, которая состоится 24 декабря в 23:10, Аким Галимов рассказал о том, как создавался фильм, какие источники и специалисты были привлечены и почему этот исторический детектив стоит посмотреть каждому.

О ТОМ, КАК ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ФИЛЬМА

Год назад мы изучали материалы, связанные с эпохой Украинской Народной республики. В одном из исследований мы нашли сведения о загадочном убийстве украинского священнослужителя Георгия Ярошевского в Варшаве в 1923 году. Кроме того, что он был митрополитом польской православной церкви, прихожанами которой были преимущественно украинцы, Ярошевский также был известным ученым-историком, в течение некоторого времени занимал должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии — важного научного учреждения того времени в православном мире.

Почему же убили человека, который изучал историю и был очень известен в православном мире?

Когда мы начали углубляться в изучение обстоятельств этого преступления, мы поняли, что наше исследование должно стать продолжением цикла “Україна. Повернення своєї історії”. Так началась работа над четвертым фильмом цикла под названием “Таємничі манускрипти”.

КАКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ ПОКАЗЫВАЕТ ФИЛЬМ

Самое важное исследование в нашем фильме касается времен, которые называют «темными веками». Это период между Киевской Русью и казачеством. О нем известно очень мало, мы его в школе изучали поверхностно. Соответственно, представление о ходе исторических событий на землях Украины частично сформировалось так: Киевская Русь с легендарными Ярославом Мудрым, Владимиром Великим, а потом — раз! — и появился гетман Богдан Хмельницкий. А между этими периодами 400 лет было на самом деле.

ПОЧЕМУ ЭТОТ ФИЛЬМ ВАЖНЫЙ

"Темные века" чаще всего упоминаются как эпоха руины после монгольского нашествия. Однако, исследуя в нашем фильме этот период, мы понимаем, что на самом деле на украинских землях жизнь бурлила. В частности, когда Руслан Шарипов, ведущий и сценарист, в Литве вместе с литовским историком рассматривали карты границ Великого княжества Литовского того времени, то его поразило территориальное скопление замков на территории Великого княжества Литовского. Вся наша территория, особенно на Волыни, просто усеяна замками. Это свидетельствует о том, что здесь существовала элита – шляхта, которая никуда не исчезла после монгольского нашествия. Другими словами, на этой территории жили и развивались украинцы, для которых объединяющим фактором стала церковь. Вот поэтому мы и исследуем историю церкви.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕРазрушение храмов как составляющая часть уничтожения украинской истории: продюсер фильма «Таємничі манускрипти» Аким Галимов о работе над поисками правды

Наше исследование призвано развенчать этот навязанный советскими историками миф: монголы пришли на наши земли и все уничтожили, а лучшее отошло на север. Это абсолютная неправда и чтобы доказать это в фильме «Таємничі манускрипти» мы «отмотаем» историю в 1686 год, конец XVII века, когда произошел переход Киевской митрополии Москве, и покажем на самом деле, что там произошло.

Этот фильм потому и дополняет цикл «Україна. Повернення своєї історії», потому что мы наконец-то возвращаем нам наше – показываем, какой путь мы прошли к восстановлению своей духовной независимости через роль церкви в создании государства.

О КОМАНДЕ И ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ЭКСПЕРТАХ

Над этим проектом работали 2 сценариста — это Руслан Шарипов как главный сценарист, главный сборщик информации и фактов, и Владимир Омельченко. Режиссером-постановщиком была Татьяна Шовкун, которая еще на этапе сценария фильма приобщилась к работе и помогала нам выстроить динамичную и интересную историю. Исполнительный продюсер – Стас Зурахов. Вместе со мной это и есть тот костяк команды, которая занимается этим проектом. На самом деле, у нас команда мечты, все делают больше, чем должны делать, потому что этот проект вдохновляет.

Мы всегда привлекаем историков к своим исследованиям. В частности, работая над «Таємничими манускриптами», мы обращались к более чем 20-ти историкам, с которыми изучали документы в архивных учреждениях, анализировали факты и упоминания в исторических источниках. Следует заметить, что историки всегда охотно с нами сотрудничают, потому что знают о популярности наших фильмов у зрителей. К примеру, наш третий фильм «Скарби нації» приближается к отметке в 4 миллиона просмотров на YouTube. И это не может нас не радовать. Для полуторачасового серьезного документального фильма это очень большое количество просмотров. Это говорит о том, что люди действительно хотят знать свою историю, хотят открывать для себя новые факты и переосмыслить то, что уже знают.

КАК ПРОХОДИЛИ СЪЕМКИ ФИЛЬМА

Идея фильма возникла в декабре прошлого года. До середины января мы ее выкристаллизовали в сюжет. Дальше почти 5 месяцев писали сценарий. Соответственно, вся исследовательская работа длилась более полугода. За это время была проведена колоссальная работа — проработана огромное количество архивных документов. Среди них были такие, которые мы искали, как иглу в стоге сена, зная только название этого документа или сам факт его существования.

Находить первоисточники всегда чрезвычайно трудно, а мы работаем, опираясь только на них, что и отличает нас от других исследователей истории.

Именно этим мы заслужили доверие зрителей, поскольку показываем не интерпретацию фактов, а именно документы.

К проверке фактажа мы относимся очень тщательно, поэтому и имеем дополнительную сложность — отыскать все нужные нам первоисточники.

Еще одна сложность — географическая. Это было самое масштабное расследование из всех, что мы делали, поскольку мы снимали в семи странах на разных континентах: в Литве, Польше, Румынии, Греции, Италии, Турции и Канаде.

О ФОРМАТЕ ФИЛЬМА

Сценарий мы пишем всегда таким образом, чтобы показать наше расследование как увлекательную историю для зрителя. Для этого применяем разнообразные художественные приемы, в частности, реконструкцию событий с участием актеров.

Отдельный вопрос состоит в том, как подавать историческую информацию, учитывая, что зритель не всегда в контексте. К примеру, не все знают о важности в прошлом Константинопольского патриархата. «Стамбул – это Константинополь?». Таким образом мы понимаем, как исчерпывающе рассказать о том или ином событии в фильме. Ибо без погружения в контекст, зритель может не понимать нюансов повествования.

Хочу подчеркнуть, что мы всегда нацелены на историческую подлинность. Это ведь вопрос доверия к нашему продукту. Случается так, что проверить информацию не удается. Например, анализируя исторический документ, написанный 300 лет назад, мы понимаем, что не знаем, при каких условиях он был написан, какова была политическая конъюнктура того времени – не факт, что в этом документе написана правда. В таких случаях мы пользуемся в кадре выражениями "есть такая гипотеза", или "возможно, это было так", "вероятно" или "посмотрите – есть несколько событий, которые, когда их сопоставить, наводят на такие мысли".

ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ

В нашем фильме мы в значительной степени исследуем историю Церкви, и самая большая сложность при этом была с переводом древних документов – первоисточников.

Начну с того, что история Церкви и история духовного становления Украины — один из стержней нашей государственности. Собственно, история нашей государственности в современном понимании и началась с момента крещения Руси. Мы приняли это крещение от Константинополя (Византии) – на наши земли пришла Церковь и до ХХ века играла колоссальную роль в жизни нашего государства. Наша аутентичная культура сохранялась через поколения, в частности, благодаря тому, что очень мощная Церковь аккумулировала духовные и материальные ценности на наших землях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВ фильме «Таємничі манускрипти» на 1+1 раскроют правду, кто взорвал Успенский собор Киево-Печерской лавры

Когда Киевская церковь была передана Московскому патриарху, наша история "пошла" другим путем. Это один из переломных моментов, вокруг которого очень много спекуляций. Все, что мы знали об этом почти 300 лет, базировалось на том, что рассказывали русские: все документы, переводы и трактовки были из России.

Собственно одной из основных целей нашего исследования было найти первоисточники, на основе которых Киевскую митрополию передали Московскому патриархату. И мы нашли эти документы, но они написаны на древнегреческом. Это и был один из самых трудных моментов в нашем исследовании – правильно перевести эти таинственные манускрипты.

В Греции мы связались с палеографом Агамемноном Целикасом, который входит в мировой ТОП-10 лучших специалистов по изучению старинных манускриптов.

Важно понимать, что когда переводишь такие документы с древнего языка, то нельзя надеяться на дословный перевод, а каждое двойное значение слова может кардинально изменить суть документа. Эти нюансы мы прорабатывали с греческим ученым в Афинах в течение трех дней. Это исследование поразит зрителей.

Кроме этого, мы исследовали, почему многие наши церкви, особенно те, что имели определенное символическое значение для украинцев, были уничтожены в 30-х годах.

Это не случайные погромы – это была целенаправленная кампания по уничтожению украинских церквей. Мы расскажем об этом в нашем фильме и через воспроизведение в 3D покажем, как те уничтоженные церкви выглядели.

А они были поразительными на самом деле! Например, Богоявленский собор, стоявший когда-то на месте современных корпусов Киево-Могилянской академии (Контрактовая площадь, Подол).

Такие историко-архитектурные реконструкции нуждаются в сборе многих источников: фотографий, архивных изображений и описаний, чтобы сопоставить все детали. За этим следует ювелирный труд моделеров и текстурщиков. В фильме здание храма появляется в считанные минуты, а в реальной жизни модель церкви создавали в течение 4-х месяцев.

ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОРАЗИЛО ВО ВРЕМЯ РАССЛЕДОВАНИЯ

Находясь в Стамбуле, я узнал, что 100 лет назад в этот город правительством Украинской Народной Республики была отправлена ​​миссия для решения одного очень важного вопроса (не хочу говорить какого именно, чтобы не спойлерить фильм). Для наших дипломатов это было миссией всей жизни, вопросом жизни и смерти. Приехав в Стамбул, мы начали по шагам, практически по остаткам газетных заголовков, воспроизводить события тех времен. Наши дипломаты, приехавшие в Стамбул с миссией, были вынуждены спасаться от преследований – российская разведка отправила своих лучших агентов, чтобы их уничтожить. Когда я своими глазами увидел гостиницу, в которой наши дипломаты скрывались, я четко осознал: на самом деле уже 100 лет назад люди пытались сделать то, что и мы сейчас. Нам кажется, что вот наконец-то мы осознали свою нацию, начали развивать независимость, а на самом деле люди уже 100 лет назад это делали, рисковали жизнью, умирали за то, чтобы построить независимую страну. Это очень вдохновляет на дальнейшие поиски истины, чтобы продолжить дело тех украинцев, которые заплатили своей жизнью за историческую справедливость.

Больше новостей