Черная пятница традиционно открывает сезон грандиозных скидок, когда желанные товары можно приобрести значительно дешевле. Онлайн-магазины в это время работают в режиме нон-стоп, а покупатели буквально штурмуют полки магазинов и сайтов. Но вместе с ними активизируются и те, кто стремится нажиться на чужом доверии — интернет-мошенники.
По данным киберполиции, только за первую половину 2025 года в Украине открыли более 36 тысяч уголовных производств по фактам онлайн-мошенничества. И это только те случаи, которые были официально задокументированы. Многие люди просто не обращаются к правоохранителям, но делятся опытом в соцсетях.
Историй обманутых покупателей более чем достаточно. Например, кто-то заказывает костюм и после оплаты вообще не получает никакого ответа от продавца. Некоторые выбирают платье на праздник, а в посылке получают совсем другую вещь.
В период самых больших скидок, особенно во время Черной пятницы, мошеннические схемы становятся еще активнее. Член правления Ассоциации частных детективов Украины Руслан Болгов, который неоднократно разоблачал подобные схемы в Завтрак с 1+1 рассказал как уберечься.
► Проверяйте страницу продавца
Прежде всего — внимательно изучите профиль магазина. Эксперты советуют зайти в настройки Instagram-страницы и проверить, сколько раз ее переименовывали. Если 5-10 раз за год — это, наверное, мошенники.
Также просмотрите возраст профиля, количество подписчиков, актуальность отзывов. Обратите внимание, совпадает ли стиль, тональность и контент — настоящие магазины редко меняют айдентику.
► Избегайте клонов известных брендов
Распространенная схема — это страницы-двойники. Мошенники берут название популярного магазина и добавляют точку, нижнее подчеркивание, лишнюю букву или номер в конце. Проверьте название бренда в Google или в поиске соцсетей и убедитесь, что перед вами не подделка.
► Покупайте через официальные маркетплейсы
Такие платформы имеют службы безопасности и четкие правила возврата товаров. В случае обмана значительно легче вернуть деньги, даже через суд.
► Будьте внимательны во время общения с продавцом
Самый большой красный флажок — требование полной предоплаты. Если вам пишут: «Только 100% предоплата» — лучше воздержитесь. Злоумышленники часто присылают либо ничего, либо вещь, которая не соответствует заказу. При этом маленькая предоплата (100-200 грн) — это нормальная практика, потому что продавцы таким образом страхуются за пересылку.
► Не ведитесь на слишком дешевые цены
Суперскидка, которая выглядит подозрительно выгодной, почти всегда является ловушкой. Любая акция известного бренда должна быть подтверждена на официальном сайте или в их соцсетях.
► Проверяйте посылку на почте
Не забирайте посылку, не открыв ее в отделении. Проверьте ее комплектацию и осмотрите качество. Главное убедитесь, что получили именно то, что заказывали. Мошенники часто рассчитывают на застенчивость клиентов, которые «не хотят задерживать очередь». Не стесняйтесь — это ваши деньги!
В таком случае действовать нужно незамедлительно:
Чем быстрее вы сообщите об инциденте, тем выше шансы вернуть средства и помочь другим избежать ловушки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самые долгожданные распродажи года: когда Черная пятница 2025 в Украине