Исследовательница гастрокультуры и антрополог Елена Брайченко в Сніданку с 1+1 рассказала о том, как меняется украинская гастрономическая традиция и почему стоит отказаться от консервативного восприятия нашей культуры.
Вокруг паски в украинском обществе формируется глубоко символическая история. Одним из последних громких примеров стал визит Принца Гарри в Украину. Ему подарили украинскую паску, испеченную бабушками из Сумщины, а сделана она была из особой муки, собранной с разминированных полей. И хотя этот жест нес в себе важную культурную репрезентацию Украины, в сети все же появились критические комментарии, мол, это не настоящая паска, а скорее «кулич», а значит — не украинское.
«Хорошо, что эти комментарии не переводятся на английский. На самом деле, из-за подобных обсуждений люди частично снимают стресс, но забывают главное - обрядовая еда выполняет функцию символа. Ее главная цель — объединять, а не разъединять», — отмечает Брайченко.
Исследовательница утверждает: современная культура — динамичная. Она меняется, реагирует на внешние воздействия, адаптируется. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на наших столах появляется что-то новое, иностранное, или трендовое.
«До XVIII века в Софии Киевской заказывали на пасху имбирь, изюм, шафран. Эти специи не были присущи нашей кухне — их импортировали. Но это не делает пасху неукраинской», — объясняет Елена.
В разных регионах Украины паска имела разные названия и вид, например, была паска, была баба, был папушник. Где-то ее украшали крестом, где-то косичкой. И все эти варианты - часть нашего гастрономического наследия.
«Нет одного правильного рецепта пасхи. Лучший тот, который сохранился в вашей семье, или который вы создали сами», — подчеркивает исследовательница.
Так что если на вашем пасхальном столе стоят и традиционный домашний кулич, и купленный в магазине панеттоне — это просто еще одна форма празднования.
«Иногда люди покупают панеттоне, потому что его начинают продавать раньше пасок. Или потому что им нравится другой вкус. Это нормально», — говорит Елена Брайченко.
По словам эксперта, выбор между ними не должен быть политическим. Более того, украинская паска уже частично коммерциализирована, и шефы активно экспериментируют с ней. А недавно в украинских ресторанах стали появляться и папушники.
«Хотелось бы, чтобы украинская паска продавалась в Италии или Лондоне так же, как у нас продается панеттоне. Чтобы мы не только заимствовали, но и экспортировали нашу гастрономическую культуру», — говорит исследовательница.
Елена отмечает, что наша идентичность формируется не только через рецепты, но и через опыт, воспоминания, символы. Пасха — один из них. И стоит позволить этому символу жить, дышать, эволюционировать. Потому что именно так и рождаются новые традиции, которые через десятилетия станут классикой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Шоколадная, классическая и даже с халвой: ведущие 1+1 Украина поделились самыми вкусными рецептами куличей