Уже 31 декабря в 19:00 в Вечернем Квартале зрители увидят Марту Адамчук на сцене в большом новогоднем выпуске. В эксклюзивном интервью редакции сайта 1plus1 певица рассказала об усталости, которая заставляет сбавить обороты, попытках прислушаться к себе, а также - об истории создания песни Голая по цветам, возникшей из спонтанного момента.
Сейчас многие люди испытывают усталость от погони за идеальной жизнью. Почему тема возвращения к себе стала одной из ключевых, по вашему мнению?
Собственно, ответ уже заложен в самом вопросе - люди действительно устали. Устали от постоянной погони, от необходимости соответствовать каким-то мнимым стандартам. Мы все очень истощены и положением в стране, и событиями, которые проживаем каждый день. В таком состоянии просто не остается ресурса на игру, на притворство и роль «у меня все хорошо», когда на самом деле трудно.
Я заметила, что когда ты по-настоящему устал, у тебя нет сил притворяться. Нет энергии быть кем-то другим, чем ты есть. Ты начинаешь выбирать только то, что не вредит твоему физическому и ментальному здоровью. Все лишнее отпадает само собой. Мы настолько истощены, что нас буквально прижимает к правде о себе. К собственной природе. Не потому, что это тренд или модная философия, а потому что другого ресурса у нас просто нет. И именно поэтому тема возвращения к себе стала такой актуальной.
Мне очень жаль, что путь к этому пролегает через такой опыт, но в то же время - это честный момент. Наконец-то все становится на свои места. Я бы назвала это своеобразным священным лакмусом: он проявляет настоящее и оставляет только то, что имеет смысл.
Что для вас лично означает «вернуться к себе»? Когда вы в последний раз поймали тот момент, когда хочется просто остановиться и выдохнуть?
Вернуться к себе для меня - это прежде всего услышать себя. Потому что я, как и многие, часто живу в режиме бега: графики, дедлайны, недосып. И в какой-то момент тело просто буквально выключается. Когда тебя «вырубает», и ты уже ни на что не способен. Именно тогда становится понятно: так дальше нельзя.
Сейчас я учусь себя слушать. И впервые очень четко это проявилось, как ни странно, в спорте. Я хочу стабильности, хочу держать график, но не всегда имею силы на запланированную нагрузку. И теперь я могу прийти на тренировку и честно сказать тренеру: сегодня у меня есть ресурс только на растяжку, или наоборот - сегодня хочется активнее. Я позволяю себе быть в разном состоянии. И это обучение происходит именно внутри очень насыщенного графика, а не «когда-нибудь потом».
Первым серьезным триггером для меня стал первый сольный концерт. Месяц перед ним был чрезвычайно интенсивным, а после - я фактически весь июнь восстанавливалась. Тогда я четко почувствовала: такая нагрузка не может быть нормой, нужен баланс. Хотя честно, он у меня до сих пор неидеальный. Я отдыхаю, набираюсь сил и снова начинаю бежать, снова графики, темпы, движение без пауз.
Но разница в том, что теперь я хотя бы умею останавливаться. Когда у меня выходной, я реально слушаю, чего хочет тело. Если хочется просто лежать - я лежу. Раньше я бы корила себя за это, чувствовала вину. Сейчас - нет. Я стараюсь нормально есть, не заедать усталость чем-то, а чувствовать, чего мне действительно хочется.
Я начала вдохновляться простыми вещами: красотой, уютом, чистотой. В выходной день - чистая постель, погладить белье, навести порядок в доме, создать для себя пространство, в котором хорошо. И в этом для меня есть очень важный момент - я начинаю не просто жить по инерции, а сознательно управлять своей жизнью.
Почему, как вам кажется, мы так легко подменяем свои истинные желания тем, что надо?
Мне кажется, что на нас очень сильно влияют социальные сети - это не новость, об этом все говорят. Но говорят давно, а реально меняется пока что немногое. Сейчас появляются определенные сдвиги, но они часто выглядят как крайности. Мы резко бросаемся из одного полюса в другой, так и не находя баланса.
Соцсети постоянно навязывают представление о том, «как надо». Как выглядеть, как вести себя, что делать, чтобы тебя приняли, заметили, признали. И вместе с этим появляется страх: если ты не вписываешься, то тебя не примут. Если ты не споешь «правильную» песню, то ее не возьмут на радио. Если ты не в идеальной форме - ты не будешь интересным. И эта тревога запускает бесконечную погоню.
Но мне кажется, что нам просто нужно еще время. Сейчас период крайностей, и это нормально. Со временем мы придем к золотой середине, когда станет очевидно: каждому хорошо свое. Нам не случайно даны разные способности и задатки. Один человек не споет так, как другой, так же как другой не сможет лечить людей или создавать что-то свое. У каждого свой путь и своя сила.
Гнаться за чужими идеалами и жить по принципу «как надо» - это, по сути, абсурд. Потому что только мы сами на самом деле знаем, как нам нужно. И возвращение к этому знанию, пожалуй, и является самым важным шагом.
Как появилось у вас то состояние, из которого родилась песня Голая по цветам?
Оно не «появлялось» как-то специально, я его просто поймала. И в этом, пожалуй, главная ценность. Потому что истинные вещи рождаются именно так: естественно, органично, без выдумывания и конструкций. Я хорошо помню тот момент. После второго сольного концерта я ночью раскладывала дома кучу цветов, параллельно разговаривала с другом по телефону и в какой-то момент сказала: «Боже, кто-то бы видел, как я здесь эти цветы раскладываю почти голая». А он ответил: «Классная фраза - голая по цветам». И все сложилось.
Такие песни, которые действительно должны состояться, приходят очень быстро. Ты не носишь их месяцами, не откладываешь демки, не сомневаешься. Ты просто ловишь эту энергию в воздухе. Тебе остается только сделать это физически: записать и выпустить.
Для меня это очень символично, потому что именно сольные концерты, и этот второй особенно, обнажили мое настоящее состояние. Голая по цветам может звучать буквально, и да, фраза стала толчком, но на самом деле этот трек - о честности с собой. О моменте, когда ты не стесняешься быть собой, когда открыт в первую очередь для себя и несешь эту открытость дальше - людям. Когда не боишься говорить и петь о личном.
Этот трек довольно необычный, даже нишевый - так мне сказала моя фокус-группа. И, конечно, появляются мысли: возьмут в ротацию или нет. Но в то же время это не пугает, потому что ты чувствуешь, что тебе хочется это петь, это твое состояние. И ты просто выпускаешь в мир эту чистоту.
Вы упоминали, что трек возник очень спонтанно. Что для вас самое важное в таких живых творческих моментах?
Самое важное для меня не убежать от того, что ты чувствуешь и слышишь. Потому что очень часто это случается внезапно: что-то может присниться, появиться мелодия, строка и первая реакция бывает банальна: «Лень вставать, потом». А на самом деле надо не лениться и ловить. Потому что такие моменты появляются нечасто. Этот канал правды иногда открыт, а иногда - нет. И если его не услышать вовремя, он может просто закрыться. Поэтому важно не убегать от этих состояний и не пытаться сразу все рационализировать головой, не убеждать себя, что есть что-то «важнее». Наоборот, научиться их замечать. Потому что, если честно, каждый момент в нашей жизни живой. Просто мы не всегда это осознаем.
Мне очень больно, что мы часто начинаем ценить друг друга только после потери. То, что произошло с певцом ADAM, - страшная трагедия. Его песни и раньше были популярны, но именно сейчас они все в топ-чартах. И мне обидно, что это происходит тогда, когда человека уже нет. Это еще один жесткий урок - о ценности «сейчас». О том, что мы не знаем, что будет завтра утром.
Я даже ловлю себя на очень простых вещах. Когда-то я мечтала о машине и представляла, как осенью буду ехать, слушать джаз. Машина появилась, а джаза в моей жизни почти не было. И теперь, когда идет дождь, я специально включаю его, еду и говорю себе: «Ты же этого хотела. Поймай этот момент». Я как будто намеренно возвращаю себя в проживание, и постепенно действительно начинаю чувствовать. Нам всем еще очень нужно этому учиться. Это большой, важный пласт, к которому мы только начинаем открываться.
Что помогает вам не потерять себя, когда вокруг много дел, поездок, людей и ожиданий? Как вы восстанавливаетесь, когда чувствуете усталость или выгорание?
Я, пожалуй, еще не научилась полностью себя не терять. Я живу в хаосе, и бывает, что действительно теряю себя. Очень часто организм сам подает сигналы: приходит простуда, какая-то болезнь, истощение, и тогда ты понимаешь, что это не случайность. Это тело уже не просит, а буквально кричит и останавливает тебя, потому что иначе ты просто не можешь.
Но даже в плотных графиках я поняла одну простую вещь: мне не всегда нужен «идеальный» отдых. Иногда достаточно полчаса просто полежать. Или даже десяти минут. Я могу сесть на пол, закинуть ноги на стену, просто побыть в тишине. И этого уже хватает, чтобы немного наполниться и пойти дальше. Хоть минимально, но восстановиться.
Меня очень заряжает спорт. Так же - какой-то легкий, незамысловатый фильм, даже тот, который я видела миллион раз. Я могу просто включить его фоном, и он создаёт для меня нужную атмосферу. Это тоже способ успокоиться.
Я научилась отдыхать в поездах. Когда иногда нет связи, я ловлю себя на мысли: «О, как хорошо». Просто лежу, отдыхаю. Помню, как ехала из Будапешта в Киев прямым поездом 23 часа. Я лежала, читала, писала песни, слушала музыку, смотрела фильмы, спала. В какой-то момент ты начинаешь действительно проживать это время, а не бороться с ним.
Еще одна моя важная вещь - уют. Даже в путешествиях, даже в новых городах и отелях, где все постоянно меняется, я всегда стараюсь создать вокруг себя комфорт. Включить теплый свет, сделать себе кофе, как-то «приручить» пространство. Для меня это очень заземляет. Моя работа невозможна без поездок и без недосыпов. Поэтому я не ищу идеальных условий, а просто стараюсь выходить из ситуации так, как могу.
Замечаете ли вы, что украинцы сейчас меняют отношение к жизни - меньше погони, больше честности с собой?
Да, я замечаю, что отношение к жизни действительно меняется. Но честно, во многом эти изменения рождаются из стресса. Хотелось бы, чтобы мы пришли к этому из спокойствия, из осознания, а не через боль и истощение. Но сейчас, наверное, иначе просто невозможно. Это скорее состояние: «Все, хватит, я буду жить». Даже если это решение приходит через край, через усталость - это уже движение. Потому что было бы гораздо хуже, если бы до этого не доходило вообще.
Что касается честности с собой - да, это время очень многое проявляет. Оно как бы снимает маски и обнажает настоящее. И, мне кажется, сейчас самое важное - обращать внимание на себя в первую очередь. У нас есть привычка смотреть наружу: покритиковать, заметить, что «где-то кто-то не так». Но гораздо важнее посмотреть внутрь, увидеть, что именно в тебе проявляется под давлением, в стрессе, в нестабильности. Потому что менять мир вокруг можно только через изменение себя. Это не всегда приятный процесс, и он точно не легкий. Гораздо проще и «выгоднее» заметить что-то в другом, чем переосмыслить собственное мировоззрение. Но без этого движения не будет. Это сложный, тяжелый пласт, и он дается нам непросто. Но самое важное - он сдвинулся с места. И это уже много.
Смотрите новогодний Вечерний Квартал 31 декабря в 19:00 на телеканале 1+1 Украина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Все стерли и начали менять": Даша Квиткова рассказала о подготовке к Танцам со звездами и как несколько раз переделывали номер