Черная пятница (Black Friday)— день самых больших распродаж, который традиционно приходится на следующий день после Дня благодарения в США (четвертый четверг ноября). В это время магазины и онлайн-платформы предлагают значительные скидки на товары, привлекая внимание миллионов покупателей во всем мире.
История этой даты началась еще в XIX веке. Название «Черная пятница» появилось не из-за скидок. Впервые термин «Black Friday» использовали в 1869 году, но он имел совсем другое значение - биржевой крах, вызванный спекуляциями золотом. А уже современное значение возникло в 1960-х годах, когда полиция Филадельфии начала называть «черной» пятницу после Дня благодарения из-за огромных пробок, хаоса и давки в городе. Позже это название стало ассоциироваться с высокими продажами магазинов. Для магазинов этот день также стал символическим: вместо «красных» убытков на финансовых отчетах они начали переходить в «черный» прибыльный цвет.
В Украине популярность этого дня стремительно возросла после 2010-х годов, когда к акциям начали присоединяться крупные торговые сети и онлайн-магазины. Впрочем, несмотря на громкие обещания, не все магазины предлагают реальные скидки. Некоторые просто поднимают цены накануне распродаж, а затем снижают до обычного уровня.
Черная пятница бьет по базовым инстинктам человека, например таким как страх потери и ограниченность времени или количества товара. Это побуждает покупать больше, чем нужно. Социальное влияние черной пятницы основано также и на массовом ажиотаже, что заставляет думать, будто покупка необходима, даже если это не так. Важным фактором является и адреналин от покупок: Скидки вызывают эмоциональный подъем и создают иллюзию выгодности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мимические морщины, сухость и высыпания: звездный косметолог рассказала, как определить, что коже недостаточно домашнего ухода