Путешествие как способ думать – именно так можно очертить не только фильмографию Вима Вендерса, но и саму суть его взгляда на кино. В каждом его кадре присутствует расстояние между человеком и миром, памятью и мгновением, словом и тишиной. Его герои никогда не знают, куда направляются, но и никогда не останавливаются. Вендерс стал летописцем дороги, которая не всегда ведет к себе, но всегда что-то открывает.
В рамках 16-го Одесского международного кинофестиваля будет представлена специальная ретроспектива, приуроченная к 80-летию Вима Вендерса, одного из самых влиятельных европейских режиссеров конца XX - начала ХХІ века.
Программа охватывает ключевые этапы его карьеры: от экспериментального кино до глубоких философских размышлений о природе искусства, памяти и времени. Подборка знакомит с автором, который последовательно исследовал пространство и смог превратить дорогу в главного героя европейского кино. В ретроспективу вошли одиннадцать работ.
Один из первых короткометражных фильмов Вендерса является визуальным экспериментом с повтором и цветом, который предполагает его дальнейшие поиски ритма, структуры и цветовой драматургии. Фильм был снят в черно-белом цвете, а затем повторен пять раз и окрашен каждый раз в другой цвет.
Студенческая работа, сочетающая пейзажи, звук, память и визуальное настроение. Попытка создать аудиовизуальный коллаж, передающий эмоциональное состояние художника, стала предвестником дальнейших документальных исследований.
После удаления с поля вратарь Йозеф Блох теряет связь с реальностью. Отстраненный и молчаливый он блуждает по незнакомому городу, проводит ночь с кассиршей кинотеатра, а на следующий день без эмоций лишает ее жизни. Не пытаясь сбежать, Блох отправляется за город к бывшей возлюбленной и ждет ареста.
Это психологический портрет отчуждения и тревоги. Как и во многих более поздних работах режиссера, здесь герой в пути, но направление этого движения неизвестно: он не убегает, не ищет, а просто существует на грани восприятия.
От Глюкштадта до Бонна, от Франкфурта до заснеженной Цугшпитце. Молодой Вильгельм Мастер отправляется в путешествие, ища смысл, голос и свободу. В родном городе его душит уныние, поэтому он отправляется в дорогу, во время которой стремится стать писателем, найти себя через слово и пространство. Но с каждым шагом все очевиднее становится истина: движение не всегда равно переменам, а попытка «жить и писать» часто оказывается одним и тем же вызовом.
Молодой человек отправляется в путешествие по Германии в поисках себя и своего письма. Но вместо вдохновения находит тревогу, молчание, отчуждение. Этот фильм является осмыслением роли художника в обществе, переживающем послевоенную амнезию, и второй этап роуд-трилогии Вендерса.
История, рассказывающая о неожиданной мужской дружбе. Бруно, который ремонтирует кинопроекторы, путешествует по приграничью, встречает Роберта - мужчину, который убегает от себя. Вместе они путешествуют через забытые кинотеатры, осмысливая потерю, память и одиночество.
Брошенная продюсером съемочная группа застряла на берегу Атлантики, ожидая пленку, деньги или просто знак. Режиссер Фридрих Манро, оператор, сценарист, актеры - все зависли в пустоте между дублями.
Это римейк фантастического фильма-катастрофы, сам превратившегося в катастрофу. Манро отправляется в Лос-Анджелес, чтобы найти продюсера, который скрывается от ответственности и мафии. Кинематограф и вправду оказывается смертельно опасным делом.
Фильм-рефлексия, снятый в гостиничном номере в Каннах. Вендерс задает вопросы о будущем кино и слушает, что отвечают Годар, Герцог, Спилберг, Фасбиндер и другие кинематографисты. Своеобразная капсула времени, в которой зафиксировано состояние киномышления на рубеже эпох.
Объединенный Берлин, новая реальность и ангелы, что из небесного созерцания спускаются в человеческий мир. Даниэль решает стать смертным, чтобы познать ощущения, боль, любовь и бремя выбора. Его путь переплетается с другими бывшими ангелами, которые теперь живут среди людей.
Это фильм о том, как меняется взгляд, когда ты перестаешь быть наблюдателем. О радости и потере, о бремени телесности и свободе сознательного выбора в мире, который только учится быть целым.
Звукорежиссер Филипп Винтер получает открытку из Лиссабона со срочной просьбой, зашифрованной в загадочных киноаббревиатурах: «Я не могу продолжать m.o.s.! S.O.S.!». Он отправляется на помощь другу, режиссеру Фридриху Манро. Тот снимает фильм «с нуля», в стиле Бастера Китона, будто вся история кино еще не случилась. Но его эксперимент застревает, поэтому Филипп должен «извлечь» изображение из звуковой тишины.
Поэтическая история изобретателей биоскопа братьев Складановски, работавших параллельно с Люмьерами. Фильм, снятый в стиле немого кино, напоминает о прелести самого факта «движущегося изображения». Это любовное письмо к истории кинематографа. Ретроспектива Вендерса на 16-м Одесском международном кинофестивале - это приглашение отправиться в путешествие. Без GPS, без гарантии прибытия, зато с уникальным ощущением пути. Пути как самостоятельного смысла, где каждый фильм станет остановкой, каждый герой будет воплощением внутренней пустоты или надежды, а каждый зритель - путешественником, у которого есть шанс услышать себя.
16-й Одесский международный кинофестиваль проходит при поддержке 1+1 media и 1+1 Украина.
Официальные локации кинофестиваля
Parkovy – это комплекс ивент локаций мирового уровня в самом центре Киева
Кинотеатр Жовтень
Кинотеатр Оскар
Дом Архитектора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эта эпоха культового кино: 10 фильмов с Брюсом Уиллисом, которые стоит пересмотреть еще раз