Легенда европейского кино: на Одесском международном кинофестивале покажут главные фильмы культового Вима Вендерса
Он превратил дорогу в главного героя, а молчание - в полноценный киноязык. К 80-летию Вима Вендерса фестиваль представляет ретроспективу из одиннадцати ключевых фильмов кинорежиссера.
Путешествие как способ думать – именно так можно очертить не только фильмографию Вима Вендерса, но и саму суть его взгляда на кино. В каждом его кадре присутствует расстояние между человеком и миром, памятью и мгновением, словом и тишиной. Его герои никогда не знают, куда направляются, но и никогда не останавливаются. Вендерс стал летописцем дороги, которая не всегда ведет к себе, но всегда что-то открывает.
В рамках 16-го Одесского международного кинофестиваля будет представлена специальная ретроспектива, приуроченная к 80-летию Вима Вендерса, одного из самых влиятельных европейских режиссеров конца XX - начала ХХІ века.
Программа охватывает ключевые этапы его карьеры: от экспериментального кино до глубоких философских размышлений о природе искусства, памяти и времени. Подборка знакомит с автором, который последовательно исследовал пространство и смог превратить дорогу в главного героя европейского кино. В ретроспективу вошли одиннадцать работ.
Тот же игрок стреляет снова (Same Player Shoots Again, 1968)
Один из первых короткометражных фильмов Вендерса является визуальным экспериментом с повтором и цветом, который предполагает его дальнейшие поиски ритма, структуры и цветовой драматургии. Фильм был снят в черно-белом цвете, а затем повторен пять раз и окрашен каждый раз в другой цвет.
Возвращение в Серебряный город (Silver City Revisited, 1969)
Студенческая работа, сочетающая пейзажи, звук, память и визуальное настроение. Попытка создать аудиовизуальный коллаж, передающий эмоциональное состояние художника, стала предвестником дальнейших документальных исследований.
Страх вратаря перед одиннадцатиметровым (Die Angst des Tormanns beim Elfmeter, 1971)
После удаления с поля вратарь Йозеф Блох теряет связь с реальностью. Отстраненный и молчаливый он блуждает по незнакомому городу, проводит ночь с кассиршей кинотеатра, а на следующий день без эмоций лишает ее жизни. Не пытаясь сбежать, Блох отправляется за город к бывшей возлюбленной и ждет ареста.
Это психологический портрет отчуждения и тревоги. Как и во многих более поздних работах режиссера, здесь герой в пути, но направление этого движения неизвестно: он не убегает, не ищет, а просто существует на грани восприятия.
Алиса в городах (Alice in den Städten, 1974)
От Глюкштадта до Бонна, от Франкфурта до заснеженной Цугшпитце. Молодой Вильгельм Мастер отправляется в путешествие, ища смысл, голос и свободу. В родном городе его душит уныние, поэтому он отправляется в дорогу, во время которой стремится стать писателем, найти себя через слово и пространство. Но с каждым шагом все очевиднее становится истина: движение не всегда равно переменам, а попытка «жить и писать» часто оказывается одним и тем же вызовом.
Ложное движение (Falsche Bewegung, 1975)
Молодой человек отправляется в путешествие по Германии в поисках себя и своего письма. Но вместо вдохновения находит тревогу, молчание, отчуждение. Этот фильм является осмыслением роли художника в обществе, переживающем послевоенную амнезию, и второй этап роуд-трилогии Вендерса.
С течением времени (Im Lauf Der Zeit, 1976)
История, рассказывающая о неожиданной мужской дружбе. Бруно, который ремонтирует кинопроекторы, путешествует по приграничью, встречает Роберта - мужчину, который убегает от себя. Вместе они путешествуют через забытые кинотеатры, осмысливая потерю, память и одиночество.
Положение вещей (Der Stand der Dinge, 1982)
Брошенная продюсером съемочная группа застряла на берегу Атлантики, ожидая пленку, деньги или просто знак. Режиссер Фридрих Манро, оператор, сценарист, актеры - все зависли в пустоте между дублями.
Это римейк фантастического фильма-катастрофы, сам превратившегося в катастрофу. Манро отправляется в Лос-Анджелес, чтобы найти продюсера, который скрывается от ответственности и мафии. Кинематограф и вправду оказывается смертельно опасным делом.
Номер 666 (Chambre 666, 1982)
Фильм-рефлексия, снятый в гостиничном номере в Каннах. Вендерс задает вопросы о будущем кино и слушает, что отвечают Годар, Герцог, Спилберг, Фасбиндер и другие кинематографисты. Своеобразная капсула времени, в которой зафиксировано состояние киномышления на рубеже эпох.
Так далеко, так близко! (In weiter Ferne, so nah! 1993)
Объединенный Берлин, новая реальность и ангелы, что из небесного созерцания спускаются в человеческий мир. Даниэль решает стать смертным, чтобы познать ощущения, боль, любовь и бремя выбора. Его путь переплетается с другими бывшими ангелами, которые теперь живут среди людей.
Это фильм о том, как меняется взгляд, когда ты перестаешь быть наблюдателем. О радости и потере, о бремени телесности и свободе сознательного выбора в мире, который только учится быть целым.
Лиссабонская история (Lisbon Story, 1994)
Звукорежиссер Филипп Винтер получает открытку из Лиссабона со срочной просьбой, зашифрованной в загадочных киноаббревиатурах: «Я не могу продолжать m.o.s.! S.O.S.!». Он отправляется на помощь другу, режиссеру Фридриху Манро. Тот снимает фильм «с нуля», в стиле Бастера Китона, будто вся история кино еще не случилась. Но его эксперимент застревает, поэтому Филипп должен «извлечь» изображение из звуковой тишины.
Иллюзия света (Die Gebrüder Skladanowsky, 1995)
Поэтическая история изобретателей биоскопа братьев Складановски, работавших параллельно с Люмьерами. Фильм, снятый в стиле немого кино, напоминает о прелести самого факта «движущегося изображения». Это любовное письмо к истории кинематографа. Ретроспектива Вендерса на 16-м Одесском международном кинофестивале - это приглашение отправиться в путешествие. Без GPS, без гарантии прибытия, зато с уникальным ощущением пути. Пути как самостоятельного смысла, где каждый фильм станет остановкой, каждый герой будет воплощением внутренней пустоты или надежды, а каждый зритель - путешественником, у которого есть шанс услышать себя.
16-й Одесский международный кинофестиваль проходит при поддержке 1+1 media и 1+1 Украина.
Официальные локации кинофестиваля
Parkovy – это комплекс ивент локаций мирового уровня в самом центре Киева
Кинотеатр Жовтень
Кинотеатр Оскар
Дом Архитектора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эта эпоха культового кино: 10 фильмов с Брюсом Уиллисом, которые стоит пересмотреть еще раз
