Три года назад, 14 июля 2022 года, россияне атаковали ракетами центр Винницы. В результате удара погибло 29 человек, в том числе трое детей. Среди них — четырехлетняя Лиза Дмитриева, девочка с синдромом Дауна, чья фотография в лавандовом платье облетела весь мир и стала символом невинных жертв войны.
Сніданок з 1+1 встретился с ее мамой Ириной Дмитриевой, которая поделилась воспоминаниями о дочери и рассказала, как изменилась ее жизнь после трагедии.
«Каждый вечер я засыпаю и думаю: зачем вообще я живу»
Ирина призналась, что несмотря на время, боль не проходит, но воспоминания о Лизе теперь остаются не только источником и боли, но и внутренней силы.
«Каждый вечер я засыпаю и думаю: зачем вообще я живу. Потом я засыпаю и просыпаюсь с утра, и думаю: нет, жизнь прекрасна. Я должна жить просто в пять раз ярче, лучше, чем жила до. Прошло 3 года. Боль меньше не стала. Я приняла, что Лиза на небесах… но я не приняла, что я тут одна без нее», - с болью делится Ирина.
«Как я могла родить такую идеальную девочку?»
Она также поделилась воспоминаниями о беременности и о том, как узнала о диагнозе дочери.
«На 14-й неделе — порок сердца. Сказали, что у ребенка есть, но не говорили, что синдром Дауна. Сказали — 50 на 50. Я отказалась тогда от прокола, потому что мог быть выкидыш… Меня заставляли делать аборт. Но мы с мужем решили оставить. Мы очень верили в Лизу. Я маме своей говорила, что, как я вообще могла родить такую идеальную девочку? Вот для меня она была идеалом», - сообщила она.
Ирина признается, что Лиза изменила ее жизнь. Она росла активной и любознательной: в 4,5 года знала алфавит, считала до 10, обожала танцевать и подражала клипам Мадонны.
«Лиза меня научила всему – а главное любви», - отмечает Ирина.
Ирина переехала в Винницу за две недели до трагедии. Она вспоминает, как провела с дочерью последние дни и рассказала, что тогда подвернула ногу.
«Лиза меня кормила с ложечки, жалела и целовала. Я только сейчас понимаю, что это, может, специально так было — чтобы я неделю была с ней, последнюю…», - говорит она.
14 июля мать и дочь шли от логопеда. Лиза сидела в коляске, что бывало редко:
«Как-то такая тихая была. Мы ехали, и я услышала просто сильный… ну, такой нереальный гул и мы вдвоем подняли голову, и там была ракета… Я повернулась спиной и наклонилась к Лизе, просто к голове, и обняла ее…», - поделилась воспоминаниями Ирина.
Похороны состоялись без нее — Ирина находилась в больнице.
«Я пообещала Лизе, что буду жить»
Сегодня Ирина старается жить дальше, несмотря на боль.
«Я одеваюсь, крашусь… Мне пишут в соцсетях: «Как ты так можешь? Ты потеряла ребенка!». Так мамы не делают, которые потеряли детей… Но это сто процентов пишут люди, которые это не пережили. Боль не исчезает, но мы живем еще больше, потому что мы ценим жизнь».
Она также призналась, что готова к новому этапу в своей жизни:
«Я готова опять влюбляться, ходить на свидания, создавать семью. Готова ли я детей рожать? Да. Если у меня будут отношения… Раньше я была категорически против, для меня это была страшная тема, потому что Лиза у меня одна. Но если будет любовь, посмотрим», - признается она.
В память о Лизе Ирина хочет посадить у дома лаванду, ведь, по ее словам, она запомнилась людям, как маленькая девочка на лавандовом поле:
«У меня будет сад цветов. Я хочу посадить там лаванду, потому что она напоминает мне Лизу, и люди запомнили ее, как девочку в лавандовом платье на поле. Я ее просто так сильно люблю», - со слезами подытожила Ирина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Она мне снится»: мама маленькой девочки Лизы, которая погибла в Виннице из-за российской атаки, рассказала, как переживает потерю