Каким для вас было утро 24 февраля, как оно началось и как вы узнали, что началась полномасштабная война в Украине?
В преддверии полномасштабного вторжения, 23 февраля, мы как раз решили пойти в театр с моей подругой, ведущей рубрики "Сад" - Тоней Лесик. Ни я, ни она ни разу не были в знаменитом театре на Подоле, поэтому наш выбор в тот вечер пал на него. Помню, Тоня купила дорогие билеты, а когда я попыталась ей за это упрекнуть, она ответила: “Ируся, не сегодня – завтра война начнется. Можем себе позволить!”. Я согласилась. Но все это воспринималось как шутка. Ни одна из нас в тот вечер даже не представляла, каким будет следующее утро. Спектакль я не помню — я мониторила в телефоне новости о передвижении российских войск.
После театра мы еще прогулялись по вечернему Подолом. Уснула я в 1 ночи, а уже в 5:30 очнулась от взрывов. У стоящих во дворе автомобилей среагировала сигнализация, я подбежала к окну, увидела столб дыма и осознала, что началась полномасштабная война.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Летят дроны-камикадзе: что категорически нельзя делать
Первой позвонила маме. Так совпало, что именно 24 февраля у нее День рождения, так что накануне прислала ей подарок и заказала доставку цветов. Около 5:30 утра она подняла трубку — думала, я ей звоню так рано, чтобы поздравить: «Мама, у нас взрывы! У вас спокойно?». Интересно, что 24 февраля после обеда ей доставили цветы, которые я заказала накануне.
Что прежде вы сделали в тот день?
Сразу позвонила своей команде сценаристов "Сніданку з 1+1", все приехали на канал, даже те, у кого в тот день был выходной день.
Уехала на работу, взяла с собой только тревожный рюкзак, лежавший у меня с 16 февраля. Вернулась с ним в свою квартиру только через 3 месяца.
Помню, что в тот день ведущий “Сніданку з 1+1” Егор Гордеев первым вышел в эфир, объявив о начале полномасштабного вторжения. Впоследствии к нему присоединилась ведущая ТСН Маричка Падалко, и они вместе приступили к ведению собственного новостного марафона 1+1.
Нас - команду "Сніданку" - собрали на большую летовку, чтобы решить, что делать дальше - все понимали, что останавливаться нельзя, поэтому начали готовить материалы на завтрашний утренний эфир. Не было паники. Были действия.
В тот вечер мы решили компанией друзей-коллег заночевать за городом, тогда нам казалось, что так безопаснее. Как мы ошибались…
Когда мы выезжали из Киева, наткнулись на вражескую ДРГ.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что нужно иметь дома на случай отсутствия электроэнергии: перечень
Вы были одним из коллег, которые работали на резервной студии. Расскажите побольше о работе в новых условиях.
На следующий день я приехала на канал, но работу все время прерывали воздушные тревоги, из-за которых мы с коллегами вынуждены были спускаться в укрытие. И вот я сижу в бомбоубежище, куда, потому что уже 2 дня почти не спала, и тут ко мне подбегает наш шеф-редактор Антон Степюк: «Играй, если надо будет, то ты сможешь поехать в резервную студию и готовить там альтернативный эфир?» . Я ответила: "Да, смогу, поедем".
Он побежал где-то дальше, а я в этот момент подумала, скорее всего, эта поездка состоится на следующей неделе. Надо будет съездить домой, все позакрывать, взять какие-нибудь вещи. И в этот момент ко мне подбегает Руслан Сеничкин, ведущий "Сніданку з 1+1", и кричит: «Играй, поехали!». Домой мне так и не суждено было попасть.
По дороге мы должны подобрать еще одну журналистку ТСН. Она живет в моем районе Виноградаря. Я помню, что тогда уже было тяжело туда прорваться: у стадиона "Спартак" дорога была перекрыта трамваями, автомобилями. Когда мы объезжали эту баррикаду через Татарку, там уже собирались ДРГшники с белыми повязками, с оружием — вот тогда действительно стало страшно.
В "Сніданку з 1+1" меня тянуло все время: это как постоянное желание вернуться домой.
Что входило в ваши обязанности при работе на резервной студии?
Основная наша задача была такой: если во время прямых эфиров звучит сирена и, соответственно, все коллеги спускаются к укрытиям — мы подхватываем эти эфиры телевизионных каналов и продолжаем говорить вместо главных студий. То есть мы обеспечивали альтернативный эфир, готовили начитки, сюжеты. Бывало, что шеф-редактор Антон Степюк забегал со словами: "В Киеве тревога, включаемся за 5 минут".
Но обратно в вторник меня тянуло все время: это как постоянное желание вернуться домой.
«Сніданок з 1+1 = твоя точка опоры»
Как полномасштабная война повлияла на телевизионное производство?
Мы осознаем, что сейчас работаем с очень тонкими психологическими материями, уязвимыми психологическими состояниями – поэтому делаем все осторожно. Наблюдая за коллегами, вижу абсолютную вдохновенность и полную отдачу работе: все приобрело новые смыслы - от твоей работы зависит жизнь и будущее страны без преувеличений. Сегодня мои коллеги погружаются с головой в то, что делают: во-первых, это помогает им отвлечься от происходящего вокруг, во-вторых, каждый чувствует свою потребность на информационном фронте.
Главный фильтр, которым сегодня управляется команда департамента утреннего вещания и через который мы пропускаем все наши материалы — «Сніданок з 1+1 = твоя точка опоры». Юлия Жмакина, директор департамента, все наши летушки начинает со слов: “Пропускайте весь контент, который мы создаем, через фильтры “точка опоры” для зрителей и “максимальная польза”. Это делает наше дело понятным и четким. Зрители должны чувствовать, что они не сами, мы совместно шагаем к Победе (каждый на своем месте), наш контент должен уберечь украинцев от эмоциональной пропасти, в которую сегодня так легко впасть.
Включаюсь в эфир дважды в день, чтобы рассказывать о событиях, которые на самом деле происходят в нашей стране.
Вы долгое время тесно сотрудничали с итальянскими медиа и рассказывали о событиях в Украине. Как изменилось отношение к Украине со стороны иностранного сообщества?
Мы очень мощно начали сотрудничать с иностранными медиа. В начале войны мне доверили коммуникацию с зарубежными СМИ, которых в первые 3 месяца войны насчитывалось около 15. Они систематически запрашивали интервью с нашими ведущими, журналистами и экспертами.
Я включалась в итальянские новости и в политические шоу. С первых месяцев войны мы работали с La7, римским каналом Cusano и изданием Vanity Fair Italy. В совместном проекте с ними наша команда "Сніданку з 1+1" создала промо-видео Письмо Украине.
Сегодня я продолжаю включаться к ним в эфир дважды в день, чтобы рассказывать о событиях, которые действительно происходят в нашей стране. Они производят наши включения отдельной рубрикой, продолжают общаться с нашими журналистами и экспертами.
Крайне важно тесный контакт с итальянцами, ведь мы понимаем, как активно там работала российская пропаганда. Даже если взять последний тамошний опрос на тему «Стоит ли помогать Украине оружием?» – подавляющее большинство отвечает «Нет. Надо остановить войну».
С Германией так же: мы каждую неделю передаем им наши сюжеты и материалы. Тема войны в Украине не покидает их медиа, сайты и телеканалы. Это важный фронт: голос наших журналистов должен заглушить пророссийские настроения и заявления.
Мы не отрываемся от контекста войны, мы в нем работаем, но даем зрителю "выдыхать".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новорожденных детей из опасных зон Украины можно зарегистрировать онлайн: инструкция
Над какими проектами вы с командой работаете сегодня?
Моя зона ответственности – линейные рубрики “Сніданку з 1+1”. Недавно мы запустили серию сюжетов «Чар украинских трав». Это продукт, который вдохновляет на то, чтобы успокоиться, расслабиться и открыть для себя полезный мир целебных украинских растений — как правильно собирать, заваривать, укреплять ими здоровье и продлевать молодость. Кроме того, "Сніданок з 1+1" подхватил острую потребность украинцев в самоидентификации, поэтому мы запустили рубрику "Уроки истории" с Александром Алферовым.
В разработке еще одна красивая и полезная рубрика с кулинарным блоггером Дарьей Дорошкевич – "Украинские закрутки". Скоро также появится в эфире – быстрые и простые рецепты.
Как думаете, почему следует возвращать в эфир развлекательные и легкие форматы?
Мы периодически проводим опрос среди зрителей, чтобы ориентироваться в запросах нашей ЦА. По результатам мы видим огромный спрос на самоидентификацию, исторические, культурные, образовательные проекты. Также мы заметили запрос на более легкие форматы: в постоянной борьбе украинцев хотят иметь мгновения, когда можно выдохнуть.
Люди истощаются от постоянного напряжения – им нужны маленькие паузы. Враг непрерывно работает над тем, чтобы мы пали духом и провалились в депрессивную пропасть. Мы помогаем людям отвлечься на миг, чтобы потом с новыми силами идти в бой – каждый на своем фронте.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Готовим без света: 8 вкусных рецептов от Евгения Клопотенко
Как вы изменились за этот период полномасштабной войны?
В сегодняшних обстоятельствах мне все, что я делаю, хочется вставить войну. Мы в этом живем: я слежу за новостями круглосуточно, перечитываю все эти телеграмм-каналы до двух ночи, пока новости не заканчиваются и редакторы новостных лент не спают.
Мне хочется буквально везде говорить о событиях, даже в рубрике о закрутках. Но я сдерживаю себя, потому что это именно тот контент, который должен успокоить и быть максимально полезным.
Не могу говорить об этом без слез.
Каким для вас будет день нашей Победы?
Утром у нас точно будет специальный эфир ко Дню Победы. Кстати, следует понемногу готовить к нему материалы. Потом я встречусь с Тоней Лесик, чтобы пройтись с ней вечерним Подолом, как тогда – в тот последний день.
А на другой день поеду в Одесскую область к родителям…