Сложные стороны жизни на большом экране: Одесский кинофестиваль представляет программы о войне, семье, эмиграции и памяти
16-й Одесский международный кинофестиваль представит четыре тематические программы, в которых режиссеры из разных стран исследуют сложные стороны человеческого опыта - от личных травм до вызовов, эмиграции и семейных кризисов.
В центре - человек с его выбором, памятью, страхами и надеждами. Это ленты, которые через личные драмы, семейные отношения и мучительные потери проговаривают темы, близкие каждому: любовь и смерть, поиск дома и собственных корней.
Фильмы сочетают разные кинематографические стили: от камерной психологической драмы до многоуровневой метафорической истории, развернутой на протяжении целого века. Но все они обращаются к зрителю напрямую, напоминают о стоимости времени, неизбежности перемен и о том, как хрупкая человеческая близость может оказаться самой прочной опорой в столкновении с испытаниями.
Фокус на Польшу
Программа проходит при поддержке Института Адама Мицкевича Instytut Adama Mickiewicza и Польского Института в Киеве.
Санаторий под клепсидрой (Sanatorium pod klepsydrą) 1973, Польша, реж. Войцех Ежи Гас
Сюрреалистическое путешествие Йозефа сквозь еврейский городок становится поиском его умершего отца. Санаторий, где время останавливается и одновременно оживляет прошлое, превращается в пространство абсурда и призрачных встреч: от мальчика с альбомом марок до солдат, наказывающих за сны, и слепого кондуктора - символа смерти. Это кино, в котором грань между реальностью и сновидением окончательно стирается.
Страх (Lęk) 2023, Польша/Германия/Швейцария, реж. Славомир Фабицкий
Две сестры, Малгожата и Люция, отправляются в важнейшее совместное путешествие. Карьеристка Малгожата, которая борется с неизлечимой болезнью, хочет уйти из жизни на собственных условиях, тогда как Люция пытается убедить ее жить. Это история о противоречиях, которые могут разделить, но и о любви, способной вернуть утраченную связь. Путешествие, полное смеха и слез, становится одновременно поиском близости и последним прощанием.
Имаго (Imago) 2023, Польша / Нидерланды / Чехия, реж. Ольга Чайдаш
Конец 1980-х на польском побережье. Старая система рушится, новая еще не появилась. Эла, самая младшая из девяти детей в семье, ищет свой путь в контркультуре, мечтах и свободе, но неотвратимо сталкивается с реальностью. Лента превращает историю взросления в портрет целого поколения, которое жило между двумя мирами.
Год в жизни страны (Rok z życia kraju) 2024, Польша, реж. Томаш Вольский
Действия Польши 1981 года разворачиваются в стиле «найденной пленки», полной абсурда и живой энергии. Введение военного положения, танки на улицах, пропаганда и репрессии против «Солидарности» создают атмосферу тотального контроля. Фильм сочетает трагичность исторического момента с фарсовостью повседневности - очередями за туалетной бумагой и тщетными попытками власти сломить народный дух.
Владение (The Property) 2024, Израиль/Польша, реж. Дана Модан
Спустя два месяца после смерти сына Регина отправляется вместе с внучкой Микой в Польшу. Официальная цель путешествия - возвращение семейного имущества, конфискованного во время Второй мировой войны. Но за этим скрывается еще одна, гораздо более интимная причина: поиск первой любви, с которой Регина была вынуждена расстаться семь десятилетий назад. Фильм раскрывает тему памяти, потерь и попыток примириться с прошлым.
Немые деревья (Drzewa milczą) 2024, Польша/Германия/Дания, реж. Агнешка Звефка
16-летняя курдская девочка Руна вынуждена повзрослеть после того, как ее мать погибает в лесу на польско-белорусской границе. Она берет на себя ответственность за четырех младших братьев и подавленного депрессией отца. Жизнь в лагере для беженцев, страх депортации, стремление получить образование и стать юристом - все это переплетается с ее внутренним миром, который оживает в рисунках. Отчасти анимационный фильм превращает личную историю взросления в метафору глобального кризиса беженцев.

Лес (Las) 2024, Польша/Чехия, реж. Лидия Дуда
В Беловежской пуще семья создала собственный рай, далекий от проблем современного мира. Но с появлением беженцев эта идиллия рушится. Помощь тем, кого не хочет принять ни Польша, ни Беларусь, становится вызовом, меняющим и взрослых, и детей. Маленькие игры превращаются в отражение реального кризиса: рыцари и принцессы исчезают, их место занимают беженцы и пограничники. Фильм обнажает влияние большой политики на частные жизни.

Ассистент (Człowiek do wszystkiego) 2025, Польша/Великобритания, реж. Вильгельм Саснал, Анка Саснал
Йозеф Марти, скромный переплетчик, становится ассистентом изобретателя и постепенно превращается в человека, готового выполнять любые поручения. Втянутый в напряженность чужой семьи, он пытается удержать собственное достоинство. Это история о власти, покорности и личных границах, которые так легко стереть, когда оказываешься в чужом мире.

Дружескими глазами
Временное убежище(Temporary Shelter) 2024, Исландия, реж. Анастасия Бортуали
На фоне величественного сияния северных небес и драматических извержений вулканов разворачивается история о людях, которые ищут убежище в мире, рассыпавшемся на обломки. «Временное убежище» — это метафора хрупкости нашего существования. Фильм напоминает, что даже в самые мрачные моменты дух способен не просто выдержать, но и найти силы для возрождения.
Виктор (Viktor) 2024, Дания / Украина / Франция / США, реж. Олив’е Сарбиль
Харьковский парень Виктор - глухой, но слышит мир по-своему. Он мечтает стать воином, защищать родную землю, однако армия отказывает ему снова и снова. В первые дни вторжения он отправляется на собственные поиски смысла и места в реальности, где звук взрывов остается для него невидимой тишиной.
Чем дольше ты кровоточишь (The Longer You Bleed) 2025, Германия/Украина/Великобритания, реж. Юэн Уодделл
Берлин становится временным домом для перемещенных украинцев, которые ежедневно смотрят на войну сквозь экран смартфона. Камера режиссера наблюдает за его партнершей и ее друзьями, которые пытаются приспособиться к новой жизни, борясь с парадоксом дистанционной травмы: физически далеко, но эмоционально - внутри ужасов. Абсурдистский юмор становится их защитным щитом, а фильм превращается в медитацию о том, как цифровое пространство меняет наше восприятие войны и самой боли.
Семейные ценности: жизнь
Лето в декабре (Verano en diciembre) 2024, Испания, реж. Каролина Африка
Фильм переносит зрителей в дом Терезы - пространство, где соберутся ее дочери и пожилая свекровь с деменцией, живущая под ее опекой. Все они сойдутся на годовщину смерти отца. Встреча превратится в эмоциональное противостояние: разные характеры сестер - заботливой, мятежной, дикой, авантюрной и отстраненной - станут причиной острых конфликтов. Главные героини будут вынуждены посмотреть в лицо собственным страхам, разочарованиям и невысказанной грусти.

Они станут пеплом (Polvo serán) 2024, Испания/Швейцария/Италия, реж. Карлос Маркес-Марсет
После диагноза неизлечимой болезни Клаудия решает совершить свое последнее путешествие в Швейцарию. Ее неизменный спутник Флавио, с которым они прошли более сорока лет жизни, решает пойти с ней по этому пути в один конец. Это нежная и глубокая история о любви, преданности и достоинстве.

После вечеринки (After Party) 2024, Чехия, реж. Войтех Стракатый
Беззаботная жизнь 23-летней Индришки рушится в один день. Когда в дом приходят коллекторы из-за долгов ее отца, девушка оказывается перед непростым выбором: помочь отцу или спасти себя. Фильм исследует тему взросления в условиях, когда надежды сталкиваются с жестокой реальностью.

Скажи ей, что я люблю ее (Dites-lui que je l'aime) 2025, Франция, реж. Романа Боринже
Романа берет за основу книгу Клементины Отен о ее матери, чтобы создать киноисторию, которая становится для автора мучительным путешествием в собственное прошлое. Экранизация заставляет ее встретиться с самой большой травмой детства - исчезновением матери, которая оставила девочку, когда той было всего девять месяцев.

8, 2025, Испания, реж. Хулио Медем
Стричка состоит из восьми эпизодов, снятых в виде восьми непрерывных кадров, охватывающих 90 лет жизни Октавио и Адели. Их судьба неразрывно связана числом 8, которое становится символом истории двух людей на фоне ключевых событий новейшей истории Испании.
Семейные ценности: дети
Левица (Emalõvi) 2024, Эстония/Германия/Латвия, реж. Лийна Тришкина-Вангатало
Исчезновение 15-летней Стефи разрушает жизнь ее матери Хелены. В отчаянии она готова переступить грань разума, ведь безумие может стать единственным путем к восстановлению любви и примирению.

О Луисе (Es geht um Luis) 2024, Германия, реж. Лючия К’ярла
Констанца и Йенс пытаются сохранить любовь и гармонию, но их отношения рушатся, когда их сына Луиса начинают травить в школе. Родители стоят перед дилеммой: подчиниться общественным правилам или бороться за право ребенка на защиту. В то время Луис, оставленный наедине со своей болью, начинает падать в опасную спираль неопределенности.
Инструкции не прилагаются (Sin instrucciones) 2024, Испания, реж. Марина Сересески
Лео – беззаботный ловелас, жизнь которого вращается вокруг удовольствий и легких романов на Канарских островах. Но однажды все меняет неожиданный визит: бывшая любовница оставляет ему их маленькую дочь и исчезает. Сначала Лео пытается вернуть ребенка матери, но неудачные попытки заставляют его научиться ответственности и отцовству. Годы счастья и любви неожиданно прерывает возвращение матери, которая хочет забрать дочь обратно.

Мой неразлучник (Mon inséparable) 2024, Франция, реж. Анн-Софи Байи
Мона живет вместе со взрослым сыном Жоэлем, который имеет инвалидность и работает в специализированном учреждении. Жоэль влюблен в коллегу Осеан, о чем его мать даже не догадывается. Когда же становится известно, что Осеан беременна, тесные и почти неразрывные отношения матери и сына начинают рушиться.

После лета / Связь мачехи (Tras el verano) 2025, Испания, реж. Йоланда Сентено
Паула, Рауль и Дани - это семья. Но каждый день Пауле напоминает реальность: Дани не ее родной сын. Она вынуждена преодолевать вызовы, чтобы найти свое место во вновь созданной семье. Супружеский кризис становится переломным моментом – существует риск, что Паула потеряет связь с мальчиком навсегда.
Люкке после родов (Lykke post partum) 2025, Швеция, реж. Алекс Ландгрен, Карен Хелен Хаугард
Жизнь на ферме в Швеции должна была быть полна радости: Люкке и Кристиан становятся родителями во второй раз. Но послеродовая депрессия Люкке погружает семью в темноту. Кристиан пытается спасти ситуацию, но в конце концов не выдерживает и уходит, оставляя жену одну в борьбе за детей и собственное равновесие. Люкке приходится пройти путь от отчаяния к надежде, чтобы возродить силы и восстановить семью.
16-й Одесский международный кинофестиваль проходит при поддержке генерального медиапартнера - 1+1 media и медиапартнера телеканала 1+1 Украина.
Официальные локации кинофестиваля:
Parkovy – это комплекс ивент локаций мирового уровня в самом центре Киева
Кинотеатр Жовтень
Кинотеатр Оскар
Дом Архитектора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: На щите: 10 украинских актеров, которые воевали и погибли на фронте
