Война – невероятный стресс для каждого украинца. Подростки, в отличие от детей, уже понимают, что происходит, и очень часто не знают, как реагировать. Психолог Сергей Чуднявцев в "Сніданок. Онлайн" рассказал, как говорить с подростками о войне.
Интересный факт о подростках. Они очень отличаются и от детей младшего возраста, и от нас, взрослых и в их особенности в данной ситуации есть как минусы, так и плюсы. Плюс в том, что они просто проходят эти кризисы. Они даже в мирное время очень тяжело переживают свои подростковые состояния. Однако именно благодаря этому они больше готовы к разрушениям привычных основ, чем взрослые. При этом, подростки переживают те же эмоции, которые переживают и взрослые: страх, растерянность, отчаяние. Для них это более привычное состояние, сопровождающее их весь подростковый период. Но когда эти состоянияобостряются, они становятся интенсивнее.
Психолог розповідає, якими способами підлітки виражають свої емоції у критичних ситуаціях:
Подростки проявляют эмоции очень необычным способом. Дети, когда им страшно, плачут, просятся на руки, чтобы их обняли, задают вопросы, иногда страшные. Взрослые делятся друг с другом, обсуждают новости. У подростков совсем не типичные реакции. К примеру, подросток может стать чрезмерно раздражительным абсолютно на все: к нему не подойти, не попросить. Родители это воспринимают, будто он мешает таким поведением. Второй способ реагирования ребенка: они начинают обижаться. Становятся уязвимыми. При этом обижаются они только на близких: на братьев, сестер, ближайших друзей, родителей. Это так же часто воспринимается взрослыми как фактор, мешающий разбираться в более серьезной ситуации. Также они могут стать гневными, злиться на все, кричать, ругаться. И это тоже раздражает взрослых. Есть еще один тип реакции, который очень необычен для взрослых: это абсолютное спокойствие, позитив, невозмутимость, будто вообще ничего не происходит. Будто бы все абсолютно нормально. Что тоже очень диссонирует с состоянием взрослого, который находится в стрессе".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ВАЖНО. Дети и война: что делать, если вы видите ребенка, который потерялся (советы от ЮНИСЕФ)
"Все эти реакции, которые мы можем видеть и которые не похожи на то, что человек боится, это все и есть демонстрация и способы проявления происходящих у подростка переживаний. И проявляет он это потому, что очень не хочет походить на ребенка. Он не хочет быть слаб, он не хочет быть трусом, он пытается быть более взрослым, чем сами взрослые. Наши подростки пытаются защитить нас. Переключить на другое, не о войне, страхе смерти, а на раздражающие моменты, которые оскорбляют. Они защищают нас и стремятся быть опорой. Внутри у них маленький экзамен на взрослость, будто они проверяют, насколько они круты, сильны, смелы, чтобы не быть ребенком, а быть взрослым», — рассказывает психолог.
Психолог рассказал, что подростки очень несистемны и их состояние может меняться по несколько раз в сутки:
"Некоторых родителей это сводит с ума, потому что они не знают, как с ними общаться. Эмоции и реакции у подростков могут быть в любых сочетаниях и это абсолютно нормальная реакция на происходящее. Их необходимо поддерживать и выражать благодарность. Но больше нужно говорить о наших состояниях, ведь взрослые пытаются защитить своих детей, защищая от всей информации. С подростками необходимо быть честными, откровенными. Не нужно скрывать свои эмоции, свои страхи и переживания. Необходимо говорить об этом, продолжая мнение положительным окончанием. Взрослые для подростка — модель, как можно переживать эти состояния и при этом идти в сторону победы, преодоления страха. Мы можем показывать им направление, как воспитывать в себе самые лучшие качества взрослости».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как поддержать подростка во время войны: советы от психологов ЮНИСЕФ
Подростки, уехавшие за пределы страны или просто в более безопасные регионы, могут столкнуться с проблемой изолированности от своей привычной среды общения:
"Это для них травматично, поскольку в подростковом возрасте они опираются именно на свой круг общения со сверстниками. Когда подросток потерял общение со своим классом, со своей спортивной секцией, с кругом друзей и оказывается в месте, где ему совершенно не знакомы картинки, запахи, звуки, способы и правила общения и режим жизни, у них возникает очень сильный стресс. Согласно подростковому образу мышления, он разделяет мир на "своих" и "чужих". И чувствует себя "чужим". Родителям необходимо помочь адаптироваться. Это могут быть такие же эвакуированные подростки, с которыми, даже с помощью волонтеров, необходимо организовать клубы, кружки, которые позволят подросткам общаться друг с другом».
Также подростку очень важно чувствовать себя нужным. Можно приобщить его к волонтерской работе. Тогда момент "ненужности" и "изгнанности" проходит.