С началом полномасштабного вторжения команде 1+1 Production fiction, продакшн подразделения 1+1 media, пришлось полностью реорганизовать работу и адаптироваться к новой реальности. Прежде всего, переориентироваться на создание документальных проектов. В фокусе внимания были новости и производство фильмов, которые могли бы зафиксировать и подробнее раскрыть хронологию большой войны.
Сейчас же ситуация и потребности украинских зрителей постепенно меняются. В обществе ведутся дискуссии - каким должно быть наше кино и нужно ли оно Украине сейчас?
Руководитель 1+1 Production fiction Татьяна Шулика в интервью рассказала, над какими сериальными проектами ее команда работает сейчас, на какой контент сегодня есть спрос в Украине и как усиление отрасли кино и сериального производства может стать весомой частью нашего культурного сопротивления.
Мы зашли в третий год полномасштабной войны. Как бы Вы описали нынешние тренды? Какого контента сейчас хотят зрители?
Судя по результатам телесмотрения, по различным опросам об эмоциональном состоянии и настроениях общества, украинцы больше всего хотят смотреть контент, не связанный с войной. Чтобы отвлечься и попытаться найти утешение в интересных и нетипичных историях. Раньше я думала, что это комедии, семейные истории. Но сейчас смотрят и мистику, и детективы, и драму, но не о событиях за окном. Это не то, чтобы эскапизм, но людям психологически нужно немного отвлекаться. Война - это сейчас основная часть нашей жизни. Но в ней есть еще другие важные вещи, которые помогают нам держаться на плаву и, в конце концов, не терять надежды и сохранять силы для победы.
Это свидетельствует о том, что восстанавливается интерес к бытовым историям?
Этот интерес, на самом деле, никуда и не исчезал. Если вы вспомните начало большой войны, то тогда большинство людей вообще ничего не могли смотреть. Смотрели только новости. Нам было не до книг или фильмов. Так работает психика. Это реакция на стресс. А потом, когда мы уже немного адаптировались, то начали смотреть контент не о войне. Потому что мы и так живем в войне. И война - это очень тяжелая вещь, которая занимает большую часть нашей жизни и наших мыслей. Кино и телевидение - это об эмоциях. Плохих эмоций у нас избыток, поэтому люди смотрят то, что даст им хорошие эмоции. Или, хотя бы те продукты, которые не о войне, а о нормальной, мирной жизни.
"Для того, чтобы наши истории услышал мир, они должны быть соответствующего качества".
Два года назад ваша команда начала работу над проектом "Жить дальше". Целый "туториал" с ответами на совершенно новый вопрос: как выживать в новом для нас мире? На каком этапе находится этот проект сейчас?
Мы сейчас над ним не работаем, к сожалению. Мы его начали в начале войны, и год где-то прошел от идеи до полной реализации. Это очень важный проект, как для нашей команды, так и для аудитории. Он был о том, как нам всем адаптироваться к новым реалиям и найти свое место в новой Украине, в новой вселенной, в которой мы теперь живем.
Не отошли ли мы вообще от вопроса "Как жить дальше" и не пора ли нам подумать: "Ладно, мы адаптировались. Как теперь улучшить жизнь?"
Конечно надо! Как по мне, очень важно понимать, что, да, война полностью перевернула нашу жизнь, но она ее не остановила. Мы все движемся дальше, во всех сферах. У нас изменился круг общения, часто - работа, у многих происходят личные и семейные изменения. Мы живем дальше. И так же в профессии мы должны дальше развиваться, уровень наших историй, уровень нашего профессионализма должен расти. Потому что, кроме того, что это важно для бизнеса, это сейчас наша миссия на мировом рынке. Для того, чтобы наши истории услышал мир, они должны быть соответствующего качества.
Как этот контекст влияет на производство контента?
Очень сильно. За время войны в Украине есть всего несколько кейсов, где продюсеры нашли иностранных партнеров по копродукции. Я имею в виду не грантовую поддержку, а именно копродукцию. Это, в основном, произошло в первый год полномасштабного вторжения, на волне обостренного интереса к нам.
Что сейчас интересно международному рынку?
Им интересны хорошие, качественные, уникальные истории с хорошо проработанными героями. Для копродукции нужна история, которая будет интересна всем странам, участвующим в производстве. Пока случаи, когда наши (украинские - ред.) художественные истории заинтересовали бы иностранных партнеров - единичны. И, в основном, они не связаны с войной. Но мы стремимся к выходу на международный рынок и работаем над этим.
Однако сейчас, когда есть тенденция на международную "усталость" от войны России против Украины, гораздо эффективнее работают "документалки", которые доносят информацию о нас миру. На них есть спрос и это - реальный пример того, насколько важен контент во время войны. Часто иностранцы думают, что если у нас здесь работают рестораны, предприятия, бизнес, сельское хозяйство, мы все еще не умерли с голоду и работаем, значит у нас здесь все нормально. Они не понимают уровня героизма тех самых фермеров, которые в бронежилетах разминируют свои поля. В этом плане больше работают фильмы вроде "20 днів у Маріуполі" или "Довга доба".
Украинской аудитории эти фильмы сложно смотреть потому, что они, собственно, о нашей текущей жизни,
А для донесения информации о нас международному сообществу - это очень важные работы. Сейчас нам надо всеми способами с помощью нашей работы в том числе напоминать, что происходит.
Искусство сейчас тесно связано с политикой?
Искусство всегда было тесно связано с политикой. Культура - это часть жизни страны. Кино, сериалы - относятся к массовому искусству и формируют общественное мнение не хуже, чем новости. Это известно. Благодаря этому мы получаем грантовую поддержку от иностранных фондов именно на художественное производство. При условии, что мы будем говорить на актуальные темы, которые важны для поддержки общества в настоящее время. Кино сильно влияет на мировоззрение.
"Каждый фильм - это история. Как действует телевидение и кино? Вызывают эмоцию, а за эмоцией закладывается месседж, и зритель видит события, которые изложены определенным образом и рассказывают историю с точки зрения кого-то из персонажей. Это об истории в любом виде и в любом формате".
Достаточно ли одной лишь грантовой поддержки от иностранных партнеров для создания контента в Украине?
Зависит от того, о каком бюджете идет речь. У нас сейчас в производстве есть два художественных проекта, которые создаются за счет американского гранта. Это истории о войне, и мы в них закладываем месседжи, которые я лично, как гражданка, считаю очень важными для нашего общества сейчас. В частности, о единстве с временно оккупированными территориями, о том, что люди на тех территориях остаются украинцами и мы ждем их возвращения "домой". О том, что когда они будут освобождены, нам надо будет всем вместе работать над тем, чтобы помочь им преодолеть эти травмы, полученные во время жизни в оккупации. Потому что это страшно даже представить себе.
К сожалению, наша война не первая. Кино существует уже более сотни лет, и его особенно активно создавали во время Второй мировой войны. Можно ли подглядывать за той эпохой и искать там подсказки для нас сегодня?
Можно. И мы это делаем с самого начала. Во время Второй мировой войны начался расцвет Голливуда и тогда же там начали производить много комедий. Это - классические истории, которые в то время помогали людям переключиться от страхов окружающего мира и помнить, что есть место и Рождеству, и семейным традициям, и просто веселым историям.
Каждый фильм - это история. Как действует телевидение и кино? Вызывают эмоцию, а за эмоцией закладывается месседж, и зритель видит события, которые изложены определенным образом и рассказывают историю с точки зрения кого-то из персонажей. Это про историю в любом виде и в любом формате. Кино работает так же. Это способ донести историю с нашей точки зрения.
У нашего врага противоположная точка зрения и они прекрасно справляются с ее распространением.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: