«Как делается искусство, которое живет долго»: кинопродюсер Филипп Ильенко рассказал, как его отец Юрий Ильенко создавал кино, которое стало классикой украинского кинематографа

Аргумент кіно
Как Юрий Ильенко создавал кино, которое стало классикой украинского кинематографа по словам его сына

Филипп Ильенко рассказал, как его отец Юрий Ильенко создавал кино, которое стало классикой украинского кинематографа и почему, по его мнению, его ленты все еще не теряют свою актуальность.

Поделиться:

9 ноября в 23:00 на телеканале 1+1 Украина в Аргументе кино с Егором Гордеевым покажут фильм Юрия Ильенко Лісова пісня. Мавка (1981 года). Кинопродюсер Филипп Ильенко в эксклюзивном интервью 1plus1 вспоминает своего отца - режиссера, оператора и сценариста Юрия Ильенко, которого вслед за Довженко называют одним из великих мастеров Возрождения украинского кино, названного впоследствии поэтическим.

Филипп, расскажите, как ваш отец работал над созданием кинолент?

Я с детства наблюдал за манерой отца работать на киноплощадке. Меня до сих пор это удивляет, даже сейчас, когда я и сам занимаюсь созданием кино, насколько много энергии он отдавал этому процессу. Для него больше ничего не существовало в тот момент, когда он работал над каким-то фильмом. Все остальное отходило на второй план. Вся его жизненная энергия была в этих фильмах. Когда я иногда пересматриваю работы отца, вижу всю его концентрацию творческой и жизненной энергии, которая вложена в каждый кадр этих фильмов. Для меня это лучшее объяснение, как делается искусство, которое живет долго. Потому что есть фильмы, которые через год-два теряют свою актуальность. Причем это могут быть даже хорошие фильмы.

«Когда я иногда пересматриваю работы отца, вижу всю его концентрацию творческой и жизненной энергии. Для меня это лучшее объяснение, как делается искусство, которое живет долго»

Недавно со своими детьми пересматривал украинские фильмы (не буду говорить, какие) в рамках их кинематографического образования, они также 60-70-х годов. Меня удивило, что совсем недавно они меня восхищали, а сегодня эти фильмы выглядят так, что мне было даже стыдно заставлять детей их смотреть.

Филипп Ильенко
1+1 Украина

Каким был отец вне киноплощадки?

Он находился в постоянном творческом процессе. Если отец не мог снимать кино, он рисовал, писал книги, своими силами строил дом в Прохоровке. Он не делал кино по каким-то лекалам, а постоянно придумывал что-то новое. Его творческим лозунгом было - «я не умею снимать кино». Хотя он снял только как режиссер более десятка фильмов. Отец говорил: «Каждый раз, когда я делаю фильм, я его делаю не так, как делал раньше, а по-другому, то есть, начинаю учиться заново».

Ведь если проанализировать его ленты, как минимум режиссерские, не говоря о тех, которые он делал как оператор или как сценарист, они все разные. За исключением лент, которые сняты в 70-е годы, которые сам не любил - он их называл «фильмы из-под трамвая». Это когда его заставляли идти на компромисс с несвойственной ему эстетикой.

«Был человеком эмоциональным, харизматичным, но при этом не был каким-то домашним тираном»

Юрий Ильенко был строгим отцом?

Он не был простым в общении. Был человеком эмоциональным, харизматичным, но при этом не был каким-то домашним тираном. Наоборот, он принимал активное участие в нашем с братом воспитании. Очень много уделял нам времени. Семья - это единственная вещь, кроме фильмов, на чем он фокусировался.

Филипп Ильенко
1+1 Украина

Давал ли в жизни советы, наставления? Любил ли поучать?

Нет, он показывал все своим примером. Жизненных советов как Дон Корлеоне Майклу Корлеоне не давал (улыбается). Более того, я был уже достаточно взрослым (мне было почти 33 года), когда он умер и у нас был такой период уже делового взрослого сотрудничества с ним. У меня уже были собственные дети. В этот период отец во многих вещах прислушивался к моему мнению. Это не была диктатура. Это было общение, взаимодействие и сотрудничество. Отец в творчестве был очень открыт к идеям и предложениям. Любой на площадке, кто не боялся (смеется), мог подойти и что-то предложить. И очень часто чужие идеи воплощались потом в съемках. Лично я предложил отцу несколько идей прямо на площадке фильма «Молитва за гетмана Мазепу», которые потом вошли в финальный монтаж.

Смотрите культовую украинскую ленту Лісова пісня. Мавка режиссера Юрия Ильенко в эту субботу 9 ноября в 23:00 на телеканале 1+1 Украина в рамках проекта Аргумент кино, который посвящен национальному кинематографу. Проект был создан при поддержке платформы кино и телевидения Киевстар ТВ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Абсолютно культовые программы»: Егор Гордеев рассказал о ценности возрождения проекта Аргумент кіно и украинский кинематограф во время полномасштабной войны

Новости по теме