Больше, чем просто мультфильм: 4 жизненных урока из анимационного фильма Головоломка, которые стоит обсудить с детьми

Головоломка: 4 жизненных урока из мультфильма, которые стоит обсудить с детьми
Pixar

В субботу, 4 января на телеканале 1+1 Украина покажут известный пиксаровский мультфильм Головоломка, который называют культовой анимационной лентой последних лет.

Поделиться:

Основное действие мультфильма происходит в сознании девочки по имени Райли Андерсон. Райли — обычная одиннадцатилетняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость.

Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. Эмоции живут дружно до тех пор, пока Райли и ее родители не переезжают из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше других знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща.

В этом материале рассказываем, почему Головоломка – это больше, чем просто мультфильм и о каких жизненных уроках из анимационного фильма стоит поговорить со своими детьми.

Головоломка
Pixar

Один из главных фактов, который стоит знать о Головоломке, это то, что эти очаровательные анимированные персонажи, представленные в мультфильме, в действительности были вдохновлены тем, как функционирует наш мозг. Создатели мультфильма ранее сообщали, что использовали нейронауку и привлекали к созданию проекта профессоров и психологов, специализирующихся на эмоциях. Даже если дети не задумываются о том, что мультфильм рассказывает о человеческом мозге, наука фильма реальна, сложна и достоверна. Так, например, к созданию анимационного мультфильма был привлечен доктор Дачер Келтнер — выпускник Стэнфорда, профессор Беркли и содиректор Центра науки Greater Good, который вместе с психологами Полом Экманом и Лизой Дамур и другими профессионалами создавал творческую и инновационную историю Головоломки о голосах внутри мозга ребенка, которая отражает реальную, фактическую нейронауку.

Мультфильм был создан не только для развлечения, но и для оживленной беседы с детьми, которые ввиду своего возраста не способны объяснить, почему так называемые «плохие» эмоции могут быть такими же хорошими, как и все остальные.

Давайте разберемся, какие важные темы поднимает мультфильм Головоломка и о чем взрослым следует поговорить со своими детьми после его просмотра.

1. Счастье — это не только радость

Головоломка
Pixar

В начале мультфильма эмоция Радость управляет Райли; ее главная цель — сделать так, чтобы девочка всегда была счастлива. Но к концу фильма Радость, как и Райли, а также зрители, узнают, что счастье — это нечто гораздо большее, чем безграничная радость. Фактически, в финале мультфильма, когда Радость уступает контроль некоторым другим эмоциям, в частности Печали, Райли, кажется, достигает более глубокой формы счастья.

Это отражает то, как многие ведущие исследователи эмоций описывают счастье. В частности, многие специалисты определяют счастье как «ощущение радости, удовлетворенности или позитивного благополучия в сочетании с чувством того, что жизнь человека хороша, значима и достойна». Таким образом, хотя положительные эмоции, такие как радость, определенно являются частью рецепта счастья, они не являются его основой.

Одно из исследований показало, что люди, которые испытывают «эморазнообразие» или богатый спектр как положительных, так и отрицательных эмоций, имеют лучшее психическое здоровье. Авторы этого исследования предполагают, что ощущение разнообразных конкретных эмоций может дать человеку более подробную информацию о конкретной ситуации, что приводит к лучшим поведенческим выборам — и потенциально большему счастью. Например, в ключевой момент фильма Райли позволяет себе чувствовать грусть, в дополнение к страху и гневу, из-за своей идеи сбежать из дома; в результате она решает не воплощать свой план в жизнь. Этот выбор воссоединяет Райли с ее семьей, давая ей более глубокое чувство счастья и удовлетворения от комфорта, который она получает от своих родителей, хотя это чувство смешано с грустью и страхом.

Таким образом, радость — это всего лишь один элемент счастья, а счастье может быть окрашено другими эмоциями, включая даже печаль.

2. Невозможно заставить себя быть счастливым

Головоломка
Pixar

В мультфильме мама Райли сказала ей быть «счастливой девочкой» своих родителей, пока семья приспосабливается к стрессовому переезду, а ее отец переживает трудный период на работе.

Исследователь эмоций Джун Грубер и ее коллеги, которые изучали тему счастья, в ходе некоторых исследований пришли к выводу, что идея о том, что нужно «быть счастливым всегда» была навязана многим из нас. Однако стремление достичь счастья в действительности может сделать человека глубоко несчастным. Например, их исследование предполагает, что превращение счастья в конкретную цель в жизни делает человека несчастными и чем больше люди стремятся к счастью, тем больше вероятность того, что они установят для себя очень высокие стандарты счастья и будут чувствовать разочарование — и меньше счастья — когда не смогут соответствовать этим стандартам все время.

Поэтому неудивительно, что попытки заставить себя быть счастливой на самом деле не помогают Райли справляться со стрессами и переменами в жизни. На самом деле, эта стратегия не только не приносит ей счастья, но и, похоже, заставляет ее чувствовать себя изолированной и злой на родителей, что влияет на ее решение сбежать из дома.

Какой более эффективный путь к счастью для Райли (и всех нас)? Недавние исследования указывают на важность «приоритетности позитива» — намеренного выделения достаточного количества времени в жизни для событий, которые нам лично нравятся. Для Райли это хоккей, общение с друзьями и время, проведенное с родителями.

Но критически важно, что приоритет позитива не требует избегания или отрицания негативных чувств или ситуаций, которые их вызывают, — своего рода однонаправленного стремления к счастью, которое может быть контрпродуктивным. Это важный эмоциональный урок для Райли и ее семьи, когда Райли наконец признает, что переезд в Сан-Франциско был для нее тяжелым — признание, которое сближает ее с родителями.

3. Грусть – это нормально, и даже полезно

Головоломка
Pixar

В начале фильма Радость признается, что не понимает, для чего нужна Печаль или почему она есть в голове Райли. Время от времени многие из нас, вероятно, задавались вопросом, зачем нужна печаль в нашей жизни.

Но именно печаль делает нас эмпатичными людьми. Так, например, когда воображаемый друг Райли Бинго-Бонго чувствует себя подавленным, именно эмпатическое понимание Печали помогает ему восстановиться, а не попытка Радости придать грустной ситуации позитивный оттенок.

В одном из величайших откровений фильма Радость оглядывается на одно из «основных воспоминаний» Райли — когда девочка пропустила бросок в важном хоккейном матче — и понимает, что печаль, которую Райли чувствовала после этого, вызвала сочувствие у ее родителей и друзей, заставив ее почувствовать себя ближе к ним и преобразовав это потенциально ужасное воспоминание в наполненное глубоким смыслом и значимостью для нее.

Головоломка показывает, как такие эмоции, как печаль, страх и гнев, могут быть крайне неприятными для людей — вот почему многие из нас изо всех сил стараются их избегать. Но в фильме, как и в реальной жизни, все эти эмоции служат важной цели и помогают нам общаться с другими людьми, избегать опасности или восстанавливаться после потери.

Психологи отмечают, что хотя важно помогать детям принимать грусть, родители и учителя должны объяснить им, что грусть — это не то же самое, что депрессия — расстройство настроения, которое включает в себя длительные и интенсивные периоды грусти. Взрослым также необходимо создавать безопасную и доверительную обстановку для детей, чтобы они могли чувствовать себя в безопасности и просить о помощи, если они чувствуют грусть или подавленность на протяжении длительного времени.

4. Важно научиться осознанно принимать, а не подавлять сложные эмоции

Головоломка
Pixar

В какой-то момент Радость пытается помешать Печали как-либо влиять на психику Райли, рисуя мелом небольшой «круг Печали» и приказывая Печали оставаться в нем. Психологи отмечают, что Радость практикует рискованное поведение, называемое «эмоциональным подавлением» — стратегию регуляции эмоций, которая, как было обнаружено, приводит к тревожности и депрессии, особенно среди подростков, чье понимание собственных эмоций еще только развивается. Конечно, попытка сдержать Печаль в конечном итоге оборачивается против Радости и самой Райли.

Ближе к концу фильма Радость делает то, что некоторые исследователи теперь считают самым здоровым методом работы с эмоциями: вместо того, чтобы избегать или отрицать Печаль, Радость принимает Печаль такой, какая она есть, понимая, что она является важной частью эмоциональной жизни Райли.

Эксперты по эмоциям называют это «осознанным принятием» эмоции. Что это значит? Вместо того чтобы сдерживать эмоциональную реакцию, лучше наблюдать за своими эмоциями, не оценивая их как правильные или неправильные. Таким образом у человека появляется пространство для того, чтобы справиться с эмоциями. Исследование 2014 года показало, что у депрессивных подростков и молодых людей, которые придерживались осознанного подхода к жизни, наблюдался более низкий уровень депрессии, тревожности, а также более высокое качество жизни.

Смотрите мультфильм Головоломка вместе со своими детьми в эфире телеканала 1+1 Украина в субботу, 4 января в 20:45!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Раскрыт главный секрет Маккалистеров: режиссер фильма Один дома рассказал, кем работали родители Кевина

Новости по теме