Родительский комитет, первый рождественский полный метр от 1+1 Production и другое: Татьяна Шулика — об адаптации к вызовам украинской сериальной индустрии и поиску новых форматов
В интервью Татьяна Шулика, руководитель управления производства художественных проектов 1+1 Production, рассказала об итогах 2024 года, адаптации к вызовам украинской кино- и сериальной индустрии, поиске новых форматов и прогнозах на будущее.
— 2024 год стал для вашей команды годом вызовов и новых возможностей. Какими проектами вы больше всего гордитесь по его итогам?
Ключевой вызов неизменен — полномасштабная война, а вместе с ней — уменьшение бюджетов и одновременное повышение спроса на локальный контент. К этому добавился кадровый голод: не хватает как специалистов по производству, так и актеров. Все эти факторы значительно повлияли на наши процессы. Мы были вынуждены сосредоточиться на оптимизации производства, внедрении новых технологий и подходов. Также мы расширяем возможности для имеющихся кадров и продолжаем развиваться в этих сложных условиях.
Но несмотря на все в 2024 году мы, как продакшн-команда, значительно нарастили производственные объемы. У нас появилось несколько новых проектов, которые успешно показали себя в эфире. В частности, это Учениця Мольфара, дневной проект, который «зашел» в своем слоте и принес высокие показатели. Вместе с заказчиком — телеканалом 1+1 Україна — мы попали точно в запрос аудитории: какой должна быть героиня и какие истории ей интересны.
Мы гордимся тем, что создали этот проект в очень сжатые сроки — 40 эпизодов вместе со сценариями за менее чем полгода! Это при том, что работа происходила летом, во время обстрелов и блэкаутов, но мы все равно вышли в эфир вовремя. Честно говоря, это было похоже на чудо.
«Мы, как продакшн-команда, значительно нарастили производственные объемы»
Еще важный проект — это четырехсерийка Батьківський комітет, глубокая и эмоциональная история об украинцах, которые противостоят принудительной депортации детей с временно оккупированных территорий в Россию. Сложно брать в эфир такие проекты из-за эмоционального напряжения, но сериал вызвал большой резонанс — цифры выросли с 1,5% до 4% доли (аудитория 18-54, города 50 тыс.+), а зрители и рынок отметили его важность.
Тематика о похищении украинских детей россией стала не только информационным поводом, но и откликнулась у тех, кто это пережил. Мы получили много отзывов, даже от людей, которые до сих пор находятся в оккупации, о том, что им важно знать, что о них помнят и что они очень ждут освобождения. Эти проекты стали для нас подтверждением того, что команда способна работать в самых сложных условиях и достигать замечательных результатов.
«Эти проекты стали для нас подтверждением того, что команда способна работать в самых сложных условиях»

— Как изменились ваши стратегии в условиях изменений на медиарынке?
В ответ на изменения на медиарынке мы, учитывая растущий спрос на локальный контент и ограниченные бюджеты, активно ищем новые пути для сотрудничества и финансирования. Хотя наши основные заказчики — собственные и партнерские телеканалы 1+1 media, мы также открыты к сотрудничеству с другими партнерами.
Мы активно предлагаем не только идеи сериалов, но и возможности для софинансирования, помогая вещателям найти дополнительные ресурсы для производства. Кроме того, сейчас работаем над запуском производства полнометражных фильмов, что, на наш взгляд, должно стать прибыльным направлением, которое поможет развитию нашего продакшн-бизнеса и усилит рынок.
«Сейчас работаем над запуском производства полнометражных фильмов»
Наша команда всегда старается смотреть шире и искать возможности за пределами привычного. Нашей целью является не оставаться на одном месте, а постоянно расширять горизонты и находить новые пути для развития бизнеса. Также мы стремимся развивать коллаборации с иностранными партнерами, хотя понимаем, что для этого нам нужно предлагать истории, которые будут интересны международным аудиториям. Это должны быть универсальные, космополитические темы, которые не связаны непосредственно с войной.
— Вы упомянули о полном метре — что это будет за проект и почему вы за него взялись?
Мы уже год активно работаем над полным метром — это будет прекрасная рождественская история-сказка под рабочим названием Найщиріше бажання Віри, идея которой возникла в 2023 году, когда мы впервые встречали Рождество именно 25 декабря. Тогда украинские семьи столкнулись с определенным хаосом в праздничных традициях и волшебниках.
Каждый строил какую-то свою систему: кому писать традиционные письма? От кого и в какую дату ждать чуда? Наш фильм исследует коренные традиции украинцев, поможет разобраться в ситуации и сформировать новые современные семейные обычаи празднования зимних праздников.

В прошлом году мы выиграли сценарный грант от Netflix с этой идеей и уже работаем над финальными драфтами сценария. Открыли в этом проекте для себя огромную вселенную, видим в нем перспективу и планируем уже в конце 2025 года подарить украинцам столь необходимую зимнюю сказку.
«Мы выиграли сценарный грант от Netflix с этой идеей и уже работаем над финальными драфтами сценария»
Впервые с идеей фильма мы пришли к нашим партнерам из FILM.UA Group, однако в итоге не достигли договоренностей. Поэтому создаем проект самостоятельно в партнерстве с командой Андрея Ногина, CEO United Content Hub.
— Вы полностью сосредоточены над кинотеатральной премьерой, или готовите и другие проекты, которые увидят свет в 2025 году?
Сейчас мы уже находимся на этапе разработки нескольких интересных проектов на 2025 год. В частности, среди них будет новый сезон сериала Ученица Мольфара. Кроме того, мы уже в процессе написания сценария для нового процедурала. Это хорошая легкая, но увлекательная история, на которую мы делаем ставки, и надеемся, что она понравится нашей аудитории.
Также у нас есть экспериментальный спецпроект на 8 серий для одного из партнерских телеканалов 1+1 media. Этот проект необычный для заказчика, поскольку по жанру он более наглый, но мы с нетерпением ждем, чтобы его реализовать. Также имеем в работе пару актуальных и эмоциональных 4-серийных историй.
— Какой контент пользуется спросом у украинской аудитории? Что изменилось?
Основная тенденция, которую предсказывали еще с начала полномасштабного вторжения — люди хотят потреблять позитивный контент, дарящий хорошее настроение и успокаивающий. Телевидение и сериалы воспринимаются как способ отдыха, чтобы разгрузить мозг, даже если это драма, исторический фильм или триллер. Мы должны предлагать людям такой контент, который позволяет им переключиться.
«Люди хотят потреблять позитивный контент, дарящий хорошее настроение и успокаивающий»
Также вырос интерес к украинским историям. В частности, находят своего зрителя документальные фильмы о событиях начала войны. Сейчас спрос появился на байопики о выдающихся украинских личностях и мы активно работаем над такими идеями. Историческое кино сложное по бюджету, но, если найти грантовую поддержку или частных инвесторов, это направление возможно. Запрос на такие проекты у аудитории есть, вопрос лишь в наличии финансирования.
«Находят своего зрителя документальные фильмы о событиях начала войны»
Еще одно изменение — уменьшение спроса на мелодрамы. Их практически перестали снимать, поскольку больше нет интереса. Зато 60% заказов составляют процедуралы. Их легко смотреть с любого места.
— Что для команды стало открытием и что — вызовом в 2024 году?
Открытием стало, например, применение ИИ и то, как быстро он вошел в нашу работу. Сейчас мы часто поручаем ему некоторые виды работ, советуемся с ним. Когда мы не можем найти решение и заходим в тупик, иногда задаем вопросы чату GPT, и он нам подсказывает. И, кстати, порой это действительно помогает. Но не могу сказать, что когда-то искусственный интеллект заменит сценаристов, переводчиков или других специалистов. Нет, к счастью, это не так, но как подспорье — он работает.
«Открытием стало, например, применение ИИ и то, как быстро он вошел в нашу работу»
Вызовом для меня каждый день является то, что мы живем в очень нестабильное время. Каждый день ты приходишь на работу и делаешь ревизию — что осталось от вчерашних планов. Но, несмотря на неопределенность, наша команда продолжает преданно работать и создавать продукты, которые принесут пользу и развлечение зрителю и оставят свой отпечаток в нашей культуре.