«Я не могу представить, что перестану снимать кино»: режиссерка Медового месяца Жанна Озирна — об особенностях своего дебютного фильма и вызовах украинского кино
Украинский режиссер и автор фильма Медовый месяц Жанна Озирна в интервью поделилась своими мыслями об украинском кинематографе и дала советы начинающим кинематографистам.
Жанна Озирна — автор и режиссер нового украинского фильма Медовый месяц. Это особый фильм для нее — дебют в полнометражном кино. Фильм рассказывает историю молодой пары, которые оказываются заблокированными в своем доме, пока Киевщина находится под угрозой российских войск.
Мировая премьера киноленты состоялась еще в 2024 году на Венецианском кинофестивале. И за это время она успела получить не только международное признание, но и одобрение многочисленных жюри. Медовый месяц уже увидели на фестивалях в 15 странах. Фильм получил три Гран-при: на Киевском международном кинофестивале Молодость, на фестивалях во Франции и в Софии.
В День украинского кино творческая команда фильма стала лауреатом Государственной премии Украины имени Александра Довженко. Награду получили режиссер Жанна Озирна, исполнители главных ролей Ирина Нирша и Роман Луцкий. А уже с 11 сентября ленту можно увидеть и в кинотеатрах Украины.
В интервью сайту 1plus1 режиссер Жанна Озирна поделилась своим видением современной украинской киноиндустрии. Насколько велика сейчас проблема финансирования украинских фильмов во время войны, в чем особенность фильма Медовый месяц и какие советы стоит услышать перед тем, как начать снимать собственное кино — об этом и не только читайте дальше.
— Хотелось бы прежде всего узнать о вашем художественном пути в кинематографе. Когда вы поняли, что хотите стать режиссером? Какими были ваши первые шаги в кинематографе?
Не скажу, что очень мечтала об этом. Какое-то время я жила во Львове и в этот период, четыре года работала на фестивале Визарт. И еще тогда с директором этого фестиваля Ольгой Райтер мы чувствовали, что в национальном конкурсе не хватает коротких метров. Весь наш национальный конкурс в фестивале на тот момент состоял из киевских короткометражек.
Поэтому решили попробовать снять что-то во Львове, какую-то небольшую локальную историю. Сняли один фильм, а потом все это так нас затянуло... А уже Медовый месяц — это мой первый большой фильм.
«Сняли один фильм, а потом все это так нас затянуло»
— Какой из ваших короткометражных фильмов больше всего повлиял на дальнейшее творческое развитие?
Короткие метры — это, вроде, определенный путь, когда ты учишься и понимаешь, какой вообще принцип съемок кино. Я бы сказала, что на меня ничего из этого сильно не повлияло. Оно, прежде всего, повлияло на мой опыт и мои умения.
Все мои короткие метры по-разному сняты. Так же Медовый месяц. Вы вряд ли, посмотрев этот фильм, скажете, что это сняла тот же режиссер, которая снимала предыдущие короткометражные фильмы. Они все очень разные. То есть, я, скорее иду за темой, которая должна воплощаться в конкретной форме, чем имеет какой-то суперспецифический режиссерский стиль, который можно безошибочно узнать.
— Есть ли режиссеры или фильмы, которые вас вдохновляют?
Кажется, что у меня нет любимых режиссеров. Это не о том, что я не люблю чье-то творчество. Просто смотрю много разного кино. Однако последние месяцы преимущественно читаю книги.
Я могу смотреть в диапазоне от какого-то очень странного и экспериментального кино до самого банального сериала на Нетфликсе. Не скажу, что меня кто-то сильно вдохновляет. На меня в основном влияют книги. Я много читаю. А тем более, когда снимаю свое кино, то читаю по разным причинам: или вдохновиться, или переключиться, или поймать какую-то мысль, которая пойдет в сценарий.
«На меня в основном влияют книги»
Иногда смотрю определенные фильмы, чтобы понять, как другие режиссеры решали какую-то конкретную задачу. Например, Медовый месяц снят в одном помещении. Я смотрела несколько фильмов, которые также были сняты в одном помещении, чтобы понять, как это вообще работает в большом кино. Также я много хожу в музеи, когда бываю за границей.
— Как изменилась украинская киноиндустрия за последние годы? Какие вызовы стоят перед украинскими режиссерами сегодня?
Что касается киноиндустрии, то очень большие проблемы с финансированием. Просто реальность такова, что кино, в принципе — это дорогое искусство. И для человека, который не понимает, как кино снимается и почему это так дорого, он будет думать, что это какая-то просто заоблачная сумма.
Мы снимали не на государственные средства. Многие мои знакомые также снимали на определенные development-гранты. Сейчас киноиндустрия не пытается вкладываться стратегически в украинское кино. Через пару лет эта ситуация будет еще более критичной.
«Кино, в принципе — это дорогое искусство»
Но сейчас большинство фильмов, о которых вы слышали, конкретно не для внутреннего рынка, не для того, чтобы пойти с попкорном посмотреть, а то, которое играет роль культурной дипломатии за рубежом, попадает на большие фестивали, например, Берлинале, Локарно, Венеция, Канны и так далее.
Если государство не будет финансировать украинских режиссеров, которые только начинают набирать обороты и только-только научились снимать фильмы и начали попадать на какой-то фестиваль класса А, то нас больше нигде не увидят за рубежом.
Производственный цикл фильма — это 2-3 года. То есть, для того, чтобы в следующем году вам увидеть украинское кино хоть где-нибудь, на каких-то крупных фестивалях — надо было его начать снимать 2 года назад.
— Психологическая драма о молодой паре, медовый месяц которой превращается в триллер, когда в город заходят российские оккупанты — почему выбрали именно такую тему?
Мое мнение остается неизменным: «А о чем еще снимать во времена полномасштабной войны, когда люди гибнут и часть страны в оккупации?». Да, это могут быть разные истории: об отношениях, родителях и детях, школьниках, то есть о чем угодно, но все равно контекстно.
Другими словами — о войне. Как я могу это выбрать? Это война меня выбрала, чтобы я жила в это время. У меня нет выбора, ведь живу именно в это время. Передо мной как автором, два решения сейчас — или мне надо бросать кино, или я остаюсь в киноиндустрии и осмысливаю реальность. Наша жизнь отравлена войной.
«Это война меня выбрала, чтобы я жила в это время»
Авторское кино — это акт культурной дипломатии, поэтому государство и должно его финансировать. Признаюсь, я не умею снимать жанровое кино. Мне важно именно осмысливать реальность, транслировать свои авторские мысли международной аудитории на площадках, которые для этого приспособлены.
— Как возникла идея написания такого сценария?
Я решила сосредоточиться именно на паре, потому что не проживала оккупацию. Считаю, что не имею право говорить об оккупации, не прожив ее, поэтому мой фильм, соответственно об отношениях в паре. Ведь отношения в паре я понимаю как передать. А оккупация и война — это как бы рамка того, о чем я на самом деле рассказываю.
«Считаю, что не имею право говорить об оккупации, не прожив ее»
— Как вам работалось с актерами Романом Луцким и Ириной Ниршей над созданием такой психологически сложной истории?
Что касается совместной работы, то мы больше обсуждали самих персонажей, чем репетировали. Ведь надо было понять, что это за персонажи и как их правильно воплотить.
— Как долго писали сценарий и менялся ли он во время съемок?
Ориентировочно месяц. У меня не было особо времени, чтобы его расписывать подробнее, потому что у нас были определенные дедлайны по производству. А в процессе съемок сценарий почти не менялся.
Лишь один эпизод я поменяла местами уже во время съемок, мы его просто переставили позже, чем он был написан в сценарии. Но все снималось абсолютно так, как было предварительно написано.
— Были ли еще варианты, как назвать фильм, прежде чем вы остановились на Медовом месяце?
У нас изначально не было разных вариантов. Медовый месяц сам создал идею этого фильма. То есть, сначала возникло название и потом я поняла, что это должен быть фильм о паре.
Обычно, в авторском кино название — это уже часть концепции, то есть, оно определяет идею самого фильма. Название Медовый месяц появилось раньше, чем дописался сценарий.
«В авторском кино название — это уже часть концепции»
— Что было самым большим вызовом лично для вас во время съемок фильма?
Мне было сложно заснуть, потому что моя голова постоянно не могла выключиться и я думала, что в фильме можно лучше переснять. Все это снималось в течение месяца, хотя у нас были небольшие перерывы. Однако, в эти перерывы я пересматривала отснятый материал, то есть фактически весь месяц работала нон-стоп.
Это было в марте. Было еще холодно. Мы весь фильм снимали в павильоне. Соответственно, я фактически целый месяц провела в темном павильоне, который плохо отапливался. В принципе, сами по себе условия были тяжеловаты, но не скажу, что это какой-то суперспецифический фактор, потому что съемки кино так и выглядят — рабочие смены по 12 часов, иногда дольше.
«Фактически весь месяц работала нон-стоп»
— Возможно есть проекты, над которыми работаете сейчас? Какие ваши дальнейшие планы?
Да, у меня есть одна идея. К сожалению, не могу сказать о чем именно, потому что она еще очень-очень свежая, у меня есть только название.
Но до следующего года я буду снимать Нижний горизонт, который я писала еще до Медового месяца. Это фильм, который я разрабатывала еще с 2019 года и на него мы даже получили финансирование от Госкино.
— Как вы сохраняете творческую энергию в условиях постоянного стресса?
На самом деле я мало чем отличаюсь от других украинцев, которые также переживают эту реальность войны и постоянные воздушные тревоги. Секрет у меня простой, я только стараюсь хорошо питаться и ходить в спортзал. И не отказываю себе в каких-то гедонистических вещах: встречи с подругами, путешествия.
Стараюсь наслаждаться жизнью в тех проявлениях, которые мне даются. То есть, всё, что может давать какую-либо радость от жизни, я всё использую. Раньше я так этого сознательно не делала.
«Стараюсь наслаждаться жизнью в тех проявлениях, которые мне даются»
— Что значит «заявить о нашей уникальности» через кино? По вашему мнению, какие черты украинской ментальности важнее всего показать миру?
Надо просто снимать хорошее кино. И тогда зарубежный зритель будет на нас смотреть как на равного, как на нацию, которая может создавать искусство мирового уровня.
Ведь все эти истории о том, что мы несокрушимые, сильные — они для кого-то работают, а кто-то от этого уже устал. Единственное, чем мы можем доносить свою позицию там — это качеством фильмов и все.
— Вы сказали: «Единственный путь оставаться в кино в Украине — это сильная вера без всяких гарантий». Что вас мотивирует продолжать заниматься своим делом?
Знаете, меня ничего конкретного не мотивирует, просто не могу представить, что перестану снимать кино. Это единственное, в принципе, что я умею делать хорошо. Если перестану, то, вряд ли буду видеть смысл в своей жизни.
«Не могу представить, что перестану снимать кино»
У меня такая натура, что мне надо видеть какую-то цель в своей жизни. Сейчас моя жизненная цель — это снимать кино на тему, которую я считаю важной. В современных условиях снимать кино в Украине — это задача с огромной звездочкой.
Кроме того, что нет финансирования, еще и очень много кинопрофессионалов на фронте. Например, сейчас часть нашей команды тоже уже в силах обороны.
— Какие советы вы дали бы начинающим режиссерам, которые только пришли в киноиндустрию или хотят это сделать?
Мне кажется, такой совет дал бы любой, кто сейчас снимает кино в Украине. Если вы можете не снимать кино — лучше действительно не делайте этого. Это самый главный совет вообще. Я имею в виду именно авторское кино. Видите, что вы можете без этого прожить, то не идите туда. Я не говорю о жанровых фильмах или сериалах — это отдельная история.
«Если вы можете не снимать кино - лучше действительно не делайте этого»
Конкретно об авторском кино, таком, как Медовый месяц и ряд фильмов, которые снимают мои коллеги. Если есть возможность, не идите туда, потому что это очень сложный путь, и он без всяких гарантий.
Но если настроены серьезно, то помните — это сфера искусства. Надо много читать, ходить на выставки, смотреть кино, много думать, читать философов и разных публичных интеллектуалов. Это бесконечный процесс обдумывания реальности. Недостаточно просто научиться писать сценарии или знать, что там должно быть пять поворотных точек. Я считаю, что это критически важно — быть умным человеком как для кинематографиста. Главная задача режиссера — это думать, удивленность — лишь частичка пазла.