«Я был бы вынужден стать рабом цензуры»: иранский режиссер Мохаммад Рассулоф рассказал о вынужденном бегстве из Ирана и фильме, который стал символом свободы слова

Сніданок з 1+1
06:30
Будні
Мухаммад Расулоф рассказал о вынужденном бегстве из родной страны и своем фильме
Скриншот/Сніданок з 1+1

В эксклюзивном интервью Мухаммад Расулоф рассказал о вынужденном бегстве из родной страны, своем фильме, потрясшем мире и мечте вернуться домой

Поделиться:

Сегодня в кинотеатре Жовтень в рамках кинофестиваля Молодость, который стартовал 26 октября и будет продолжаться до 3 ноября — покажут легендарную ленту иранского режиссера Мохаммада Рассулофа «Насіння священного інжиру».

Этот фильм не только поразил международных зрителей, но и стал символом свободы слова, протеста и борьбы за человеческие права в Иране, что сделало его уникальным явлением для киномира. Именно «незаконные съемки» этого фильма стали причиной очередного приговора для художника — в Иране его приговорили к 8 годам тюрьмы, избиению плетьми и конфискации имущества. Однако ему удалось сбежать и пешком пересечь горную границу с Ираном.

Его кинолента даже получила награду «Особый взгляд» на Каннском фестивале, а уже в этом году Мохаммад Рассулоф посетил Киев и стал председателем жюри международного конкурса Молодость.

В своем интервью ведущему Сніданку з 1+1 и Аргумент кіно Егору Гордееву, режиссер рассказал о первых впечатлениях от Украины и поделился интересными фактами о своем фильме.

Мохаммад Рассулоф и Егор Гордеев
Скриншот/Сніданок з 1+1

Мухаммад Расулоф признался Егору Гордееву, что Киев напомнил ему родной Тегеран:

«Я восхищен! Атмосфера абсолютно уютная, меня очень радушно встретили. Киев напоминает мне мой Тегеран».

Режиссер рассказал о своей сложной истории бегства из Ирана. После съемок фильма «Насіння священного інжиру» его осудили за критику режима. Это решение стало определяющим — ему пришлось покинуть страну.

«Прежде всего, хочу подчеркнуть, что совершил побег не из Ирана, а именно от исламского режима, правительства и от преследований. Меня осудили на восемь лет и я был бы вынужден стать рабом цензуры, поэтому пришлось быстро покинуть страну. Я воспользовался связями из предыдущего тюремного срока, которые помогли мне сбежать», — рассказывает Мухаммад Расулоф.

«Я был бы вынужден стать рабом цензуры, поэтому пришлось быстро покинуть страну»

Бежать режиссеру пришлось через горы. Как он признался, путь длился 28 дней и был полон многочисленных опасностей.

Мохаммад Рассулоф
Скриншот/Сніданок з 1+1

«Правда с первой попытки убежать не удалось, потому что на одной границе меня не пропустили, но на другой помог знакомый. Параллельно продолжался постпродакшн фильма. Я был без связи и очень волновался, чтобы все было хорошо. Одновременно переживал и о побеге, и о фильме, и о судьбе коллег. Многие из них остались в Иране»,  — признается режиссер.

«Насіння священного інжиру» — это лента, затрагивающая не только тему политического режима, но и глубоких человеческих отношений и семейных драм, где тоталитаризм воспринимается сквозь призму личных переживаний. По словам Расулофа, фильм призван показать, как система подавляет индивидуальность, но в то же время демонстрирует стремление к свободе в новых поколениях.

Мне было очень интересно раскрыть, почему человек становится рабом тоталитаризма. В сюжете главный персонаж является его заложником, но дети его совсем не поддерживают», — рассказывает Мухаммад Расулоф.

«Мне было очень интересно раскрыть, почему человек становится рабом тоталитаризма»

В свое время кинолента «Насіння священного інжиру» вызвала продолжительные овации в Каннах, где зрители стоя аплодировали фильму в течение 13 минут. Сейчас Расулоф живет в эмиграции и вынужден продолжать свою профессиональную деятельность за пределами Ирана, однако у него все равно осталась мечта вернуться домой. Он надеется на перемены, которые сделают возможным его возвращение на родину.

«Я очень привязан к Ирану, к его природе и географии, они соответствуют моей душе. Я хочу дожить свой путь на родной земле», — признается режиссер Мухаммад Расулоф.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Абсолютно культовые программы»: Егор Гордеев рассказал о ценности возрождения проекта Аргумент кино и украинском кинематографе во время полномасштабной войны

Новости по теме