9 ноября в 23:00 на телеканале 1+1 Украина в Аргументе кино с Егором Гордеевым покажут фильм Юрия Ильенко Лісова пісня. Мавка (1981 года). Кинопродюсер Филипп Ильенко в эксклюзивном интервью 1plus1 вспоминает своего отца - режиссера, оператора и сценариста Юрия Ильенко, которого вслед за Довженко называют одним из великих мастеров Возрождения украинского кино, названного впоследствии поэтическим.
Филипп, расскажите, как ваш отец работал над созданием кинолент?
Я с детства наблюдал за манерой отца работать на киноплощадке. Меня до сих пор это удивляет, даже сейчас, когда я и сам занимаюсь созданием кино, насколько много энергии он отдавал этому процессу. Для него больше ничего не существовало в тот момент, когда он работал над каким-то фильмом. Все остальное отходило на второй план. Вся его жизненная энергия была в этих фильмах. Когда я иногда пересматриваю работы отца, вижу всю его концентрацию творческой и жизненной энергии, которая вложена в каждый кадр этих фильмов. Для меня это лучшее объяснение, как делается искусство, которое живет долго. Потому что есть фильмы, которые через год-два теряют свою актуальность. Причем это могут быть даже хорошие фильмы.
«Когда я иногда пересматриваю работы отца, вижу всю его концентрацию творческой и жизненной энергии. Для меня это лучшее объяснение, как делается искусство, которое живет долго»
Недавно со своими детьми пересматривал украинские фильмы (не буду говорить, какие) в рамках их кинематографического образования, они также 60-70-х годов. Меня удивило, что совсем недавно они меня восхищали, а сегодня эти фильмы выглядят так, что мне было даже стыдно заставлять детей их смотреть.
Каким был отец вне киноплощадки?
Он находился в постоянном творческом процессе. Если отец не мог снимать кино, он рисовал, писал книги, своими силами строил дом в Прохоровке. Он не делал кино по каким-то лекалам, а постоянно придумывал что-то новое. Его творческим лозунгом было - «я не умею снимать кино». Хотя он снял только как режиссер более десятка фильмов. Отец говорил: «Каждый раз, когда я делаю фильм, я его делаю не так, как делал раньше, а по-другому, то есть, начинаю учиться заново».
Ведь если проанализировать его ленты, как минимум режиссерские, не говоря о тех, которые он делал как оператор или как сценарист, они все разные. За исключением лент, которые сняты в 70-е годы, которые сам не любил - он их называл «фильмы из-под трамвая». Это когда его заставляли идти на компромисс с несвойственной ему эстетикой.
«Был человеком эмоциональным, харизматичным, но при этом не был каким-то домашним тираном»
Юрий Ильенко был строгим отцом?
Он не был простым в общении. Был человеком эмоциональным, харизматичным, но при этом не был каким-то домашним тираном. Наоборот, он принимал активное участие в нашем с братом воспитании. Очень много уделял нам времени. Семья - это единственная вещь, кроме фильмов, на чем он фокусировался.
Давал ли в жизни советы, наставления? Любил ли поучать?
Нет, он показывал все своим примером. Жизненных советов как Дон Корлеоне Майклу Корлеоне не давал (улыбается). Более того, я был уже достаточно взрослым (мне было почти 33 года), когда он умер и у нас был такой период уже делового взрослого сотрудничества с ним. У меня уже были собственные дети. В этот период отец во многих вещах прислушивался к моему мнению. Это не была диктатура. Это было общение, взаимодействие и сотрудничество. Отец в творчестве был очень открыт к идеям и предложениям. Любой на площадке, кто не боялся (смеется), мог подойти и что-то предложить. И очень часто чужие идеи воплощались потом в съемках. Лично я предложил отцу несколько идей прямо на площадке фильма «Молитва за гетмана Мазепу», которые потом вошли в финальный монтаж.
Смотрите культовую украинскую ленту Лісова пісня. Мавка режиссера Юрия Ильенко в эту субботу 9 ноября в 23:00 на телеканале 1+1 Украина в рамках проекта Аргумент кино, который посвящен национальному кинематографу. Проект был создан при поддержке платформы кино и телевидения Киевстар ТВ.