Виталий Ажнов, известный своими яркими театральными ролями, в этом году впервые появится на больших экранах в главной роли. В фильме Малевич режиссера Дарьи Онищенко он перевоплотился в фигуру легендарного художника-авангардиста Казимира Малевича. Уже с 11 сентября лента транслируется в украинских кинотеатрах.
В эксклюзивном интервью для сайта 1plus1 актер рассказал, как проходил кастинг, что помогло ему почувствовать характер художника, почему во время съемок он долго не мог оторвать взгляда от Черного квадрата и какие личные переживания повлияли на его игру.
— Скоро состоится премьера фильма Малевич, где вы играете выдающегося киевлянина, художника Казимира Малевича. Как вы узнали об этой роли и что повлияло на решение принять участие в проекте?
До своих проб на роль Малевича я уже слышал, что идет кастинг актеров на фильм. Впоследствии мне написала лично режиссер Дарья Онищенко с предложением встретиться и пообщаться. После этого я записал самопробы, было еще несколько встреч и меня утвердили на роль Малевича. Я долго не мог в это поверить и принять этот факт.
— Есть ли что-то общее между вами и вашим героем?
Я думаю, что да. И довольно много. Как минимум, во мне, как в творческой личности, также присутствуют амбиции, эгоцентризм и желание создавать. К тому же, я преподаю студентам и так же их люблю, как и Казимир.
— Вы отмечали, что во время подготовки к роли долго смотрели на Черный квадрат. Это был один из этапов погружения в мир Малевича?
Я воспринимал Малевича только как художника и только через призму Черного квадрата. Но когда начал готовиться к съемкам, безусловно, кроме изучения биографии и жизни художника, я погрузился в его творчество. Просматривал все, что было доступно.
Меня очень заинтересовало, почему эта картина такая выдающаяся и известная. Я довольно долго мог смотреть на Черный квадрат — возникало много рефлексий, иногда сопротивление и непонимание. Но в конце концов, основным было исследовать черты характера Малевича и попытаться воплотить их в фильме.
— Фильм Малевич — это ваш первый опыт главной роли в полнометражном кино. Планируете ли развивать свою кинокарьеру дальше?
Сложный и довольно деликатный вопрос в рамках нашей киноиндустрии. Однако точно планирую развиваться, как человек.
— Расскажите о самой сложной эмоциональной сцене, которую вы сыграли в этом фильме?
Это сцена смерти первой жены Малевича. Он зарисовывает Черный квадрат в белый цвет. Я плакал, как ребенок. Действительно трудно было успокоиться и взять себя в руки. Я в свое время пережил и переживаю до сих пор потерю близкого человека.
— Как вы относитесь к творчеству Малевича? Восхищаетесь им как художником? Что в его творчестве поразило вас больше всего?
Меня безусловно поражает его сила личности: то, как он видел жизнь и окружающий мир. Это не может не вдохновлять. Если говорить о конкретных произведениях, то здесь, откровенно говоря, моя приверженность избирательна.
— Если бы вы могли сыграть любую историческую фигуру, кто бы это был и почему?
Мне было бы очень интересно сыграть какую-то политическую фигуру, которая повлияла на историю Украины. Например, Вячеслава Черновола.
— Если бы пришлось выбирать между театром и кино, что бы вы выбрали и почему?
Я очень люблю театр, там совсем другой уровень удовольствия. Совсем другой процесс: долговременный и поисковый. В кино все гораздо быстрее.
— Мечтаете снять собственный фильм или поставить спектакль?
Иногда я чувствую в себе режиссерские амбиции, но всему свое время.
— За что вы больше всего благодарны своему театральному наставнику Дмитрию Богомазову?
За веру в меня и его преданность театру. Я благодарен за то, что однажды он разглядел во мне актера и научил, что «театр или есть, или нет». В смысле, что это происходит с тобой и зрителем, или нет.
— Вы говорили, что вообще не верили в то, что можете быть киноактером. Почему? Что изменило ваше мнение?
У меня яркая и подвижная мимика. Когда-то это мне очень мешало в работе в кино, но со временем я научился ее контролировать.
— Что вы делаете перед выходом на сцену? Возможно у вас есть какие-то особые ритуалы или традиции?
Я мысленно всегда обращаюсь к маме и прошу о помощи.
— Вы признавались, что в детстве были настоящим «ботаном», и только в 10 классе, возглавив команду КВН, вас потянуло на сцену. Как происходил этот переход от точных наук к искусству?
Да, как раз КВН затянул, а дальше уже будто пути назад не было. Сцена меня не отпустила.
— У вас на YouTube выходит Ажнов Шоу, где вы читаете поэзию. Какую роль в целом в вашей жизни играет чтение поэзии? Помогает ли это как-то в актерской работе?
Поэзия — это определенная терапия и гармонизация внутреннего состояния. А также ощущение слова и языка, их благозвучности и силы.
— Вы известны своей яркой театральной ролью в Калигуле. Как переключаетесь между такими контрастными образами — от императора-диктатора до художника-авангардиста?
Это абсолютно противоположные герои и немного разные сферы искусства, поэтому здесь трудно сравнивать, какого-то особого перехода не происходит.
— Был ли дебют в кино после лет работы в театре вызовом для вас? Что самое сложное в переходе с театральной сцены на киноплощадку?
Я имел киношный опыт и до этого. Здесь больше об уровне ответственности перед ролью и сложности самой роли. А она не простая.
— С 2015 года вы преподавали сценическую речь в театральном университете, а с 2022 — актерское мастерство на курсе Дмитрия Богомазова. Почему решили заниматься педагогикой?
В этом году я уже набрал собственный актерский курс с очень крутой командой преподавателей: Акмалом Гурезовым, Татьяной Михиной и Вадимом Охоцким. Я чувствую внутренний позыв к этому. Мне нравится общение и сотворчество с новыми поколениями. Я у них учусь и сам делюсь.
— Что бы вы сказали себе 18-летнему, когда только поступали в театральный университет?
Не делай этого. Попробуй найти что-то другое.
— Есть ли роли, которые вы категорически отказываетесь играть и почему?
Мне важно, чтобы роли откликались мне внутри. Если не откликаются, то я отказываюсь. Я имею собственные ценности и принципы: если что-то не совпадает или противоречит этому — отказываюсь.