Презентация коллекции состоялась за несколько дней до Дня памяти жертв Голодомора - и именно эта деталь стала причиной громкого возмущения. В набор входили пять колосков - четыре золотых и один черный, будто сожженный. Многие пользователи считали это неуместным в контексте трагической истории 1932-33 годов. Ведь именно тогда, по «закону о пяти колосках», советская власть осудила более 54 тысяч украинцев за попытки собрать зерно на поле.
Генеральный директор Национального музея Голодомора-геноцида Леся Гасиджак в своей заметке в Facebook написала:
«Этот закон - ужасная трагедия, масштаб которой мы до сих пор не до конца можем осознать. Людей обрекали на смерть всего за несколько подобранных колосков. Это выглядит как, ну, как какое-то издевательство».
Дискуссия в соцсетях мгновенно получила огласку. Одни назвали такие украшения надругательством над памятью жертв Голодомора, другие - попыткой напомнить миру о боли прошлого.
Исследовательница гастрономической культуры Елена Брайченко в Сніданку з 1+1 объяснила, что реакция общества - естественная:
«Почти 70 лет тема Голодомора была запрещена. Поэтому общество остро реагирует на все, что кажется неуважительным. Проблема не в самих колосках, а в названии, которое стало триггером».
Основательница бренда Bevza Светлана Бевза в своем комментарии объяснила, что смысл коллекции заключается в чествовании силы украинцев:
«Смысл, вложенный в создание данных украшений - это, прежде всего, дань уважения силе к выживанию украинского народа, память о каждом украинце, кто не встретит больше Рождество. Напоминание о том, через что прошли предыдущие поколения и какую цену мы платим сейчас ради рождественских елок, ради сохранения украинских символов.
И колоски одни из символов этой борьбы. Мы говорим с миром символами. Мой дедушка Василий, который родился в 1918 году, рассказывал о ценности колосков, о силе семьи, учил любить Украину. Все, что я создаю у Bevza - моя личная история о любви».
На фоне критики бренд удалил рекламный пост о продаже этих елочных украшений из соцсетей, однако дискуссия в публичном пространстве продолжается.
Историк моды Зоя Звиняцковская отметила, что важно научиться превращать трагические истории в символы силы:
«Здесь все в ленте возмущаются яленковым украшениям в виде пяти колосков Голодомора. И зря, на мой взгляд, надо превращать истории, которые тебя убивают в истории, которые дают тебе силу жить».
В то же время общественный деятель Юлия Савостина призвала не «кенселить» дизайнера, а вести взвешенный разговор:
«Наша злость, усталость, разочарование, они не из-за неудачной коллекции, они из-за невозможности влиять на события, а на Светлану мы можем влиять гораздо корректнее, потому что она точно не враг».