Закончилась съемки документального исторического фильма «Скарби нації», третьего из цикла «Украина. Возвращение своей истории». Автор и продюсер ленты Аким Галимов в интервью для сайта Телекритика рассказал об идее проекта, съемки и трудностях, которые пришлось преодолеть в процессе работы.
По словам создателя фильма, третья часть « Скарбів нації» посвящена реликвиям, которые связаны с нашими гетманами:
«Так случилось, что они разбросаны по всему миру, в том числе и в Америке.
Мы ездили в США, чтобы проверить одну из версий.
Съемки проходили в Нью-Йорке, Нью-Джерси и в городке Барт, где мы получили сенсационную информацию, которая проливает свет на темные пятна в нашей истории и многое объясняет. Кроме того, в этот раз съемки ленты проходили в Австрии, Турции, Польше и России».
Команда проекта сосредоточилась на поисках булавы Богдана Хмельницкого и истории с Переяславскими статьями.
«Суть этого договора (если он был) в том, что Украина якобы была присоединена к России, – по крайней мере так всегда рассказывали. В этом важно разобраться, потому что даже сейчас, спустя столько лет после Переяславской рады 1654 года, многие люди считают, что мы якобы «воссоединились», — сообщил продюсер. — Мы начинали искать, какая информация о договоре доступна сегодня. В архивах, музеях и интернете есть много документов, которые называются «Мартовские», «Переяславские» «статьи Хмельницкого» – но все это копии».
В процессе работы история казачества начала раскрываться перед авторами и учеными совсем по-другому:
«При разработке наша команда поняла, что очень много мифов было навязано именно о казаках. С одной стороны, они – наша историческая визитка, с другой – там столько ложной информации, в какой-то момент кажется, что ты ничего не знал о казаках».
Как считает Аким Галимов, казаков слишком мифологизировали и представляли их историю однобоко.
История казацкой аристократии почти не представлена.
Очень мало сведений о том, что на самом деле в XVII–XVIII вв. в Украине существовало полноценное государство. Оно не было интегрировано в Россию настолько, насколько нам рассказывали. Эти казаки учились сами и отправляли своих детей в лучшие университеты Европы, строили огромные дворцы. Представители казацкой элиты были руководителями этой страны, у них были свои символы власти. На тот момент все это было элементами суверенного государства, и поэтому – начиная с Екатерины II – скрывалось. Я считаю, настоящую историю надо знать и гордиться ею. Один историк, директор Черниговского исторического музея, сказал нам: вот кого мы знаем из казацкой старшины? Разве что Кочубея – кто интересуется историей, его вспомнит. И знаем его мы только потому, что он писал донос на Мазепу. А кто еще служил у Мазепы – генеральным писарем, генеральным бунчужным, генеральным судьей – мы вообще не знаем...».
Также автор откровенно рассказал о проблемах со съемками в России. Получить доступ к нужным материалам из архивов и музеев оказалось очень трудно:
«Это происходит при съемках каждого фильма уже три года – мы еще ни разу не получили нормального ответа от российских музеев. Но наша команда всегда находит путь, как в таких условиях отработать и снять то, что нам нужно. На этот раз мы также отсняли; к сожалению, не смогли получить ни одного комментария, но другим способом информацию все-таки собрали.
Командировки в России это у нас всегда «вылазки на вражескую территорию».
На этот раз она была непродолжительной – утром прибыли и вечером уже уехали, проведя съемки буквально на трех локациях».
Аким Галимов подчеркнул огромный вклад, который сделал каждый из членов команды. Самую главную функцию выполнила режиссер Дарья Сарычева. Над идеей фильма «Скарби нації» работали вместе с Романом Шариповым и Викторией Барановой, которая также вложила в проект часть себя.
«Исследования в этом фильме действительно привели нас к очень крутым находкам. Мы работали с очень интересным оборудованием, электротомографом: это аппарат, который просвечивает землю на десять метров вглубь. С его помощью мы открыли тоннель у резиденции Богдана Хмельницкого в Субботове. Хотя историки уверяли нас, что в том месте все исследовано вдоль и поперек. Но нам повезло».
Напомним, первые две части проекта «Украина. Возвращение своей истории» были призваны развенчать мифы и вернуть украинцам настоящую историю.