Автор фильма Скарби нації поделился интересными подробностями съемок

Україна. Повернення своєї історії
Сокровища нации: интервью с автором Акимом Галимовым
Фото: Анна Федорук

Аким Галимов о том, как создавалась третья часть цикла «Україна. Повернення своєї історії».

Поделиться:

Закончилась съемки документального исторического фильма «Скарби нації», третьего из цикла «Украина. Возвращение своей истории». Автор и продюсер ленты Аким Галимов в интервью для сайта Телекритика рассказал об идее проекта, съемки и трудностях, которые пришлось преодолеть в процессе работы.

По словам создателя фильма, третья часть « Скарбів нації» посвящена реликвиям, которые связаны с нашими гетманами:

«Так случилось, что они разбросаны по всему миру, в том числе и в Америке.

Мы ездили в США, чтобы проверить одну из версий.

Съемки проходили в Нью-Йорке, Нью-Джерси и в городке Барт, где мы получили сенсационную информацию, которая проливает свет на темные пятна в нашей истории и многое объясняет. Кроме того, в этот раз съемки ленты проходили в Австрии, Турции, Польше и России».

Команда проекта сосредоточилась на поисках булавы Богдана Хмельницкого и истории с Переяславскими статьями.

«Суть этого договора (если он был) в том, что Украина якобы была присоединена к России, – по крайней мере так всегда рассказывали. В этом важно разобраться, потому что даже сейчас, спустя столько лет после Переяславской рады 1654 года, многие люди считают, что мы якобы «воссоединились»​​​​, — сообщил продюсер. — Мы начинали искать, какая информация о договоре доступна сегодня. В архивах, музеях и интернете есть много документов, которые называются «Мартовские», «Переяславские» «статьи Хмельницкого» – но все это копии».

В процессе работы история казачества начала раскрываться перед авторами и учеными совсем по-другому:

«При разработке наша команда поняла, что очень много мифов было навязано именно о казаках. С одной стороны, они – наша историческая визитка, с другой – там столько ложной информации, в какой-то момент кажется, что ты ничего не знал о казаках».

Как считает Аким Галимов, казаков слишком мифологизировали и представляли их историю однобоко.

История казацкой аристократии почти не представлена.

Очень мало сведений о том, что на самом деле в XVII–XVIII вв. в Украине существовало полноценное государство. Оно не было интегрировано в Россию настолько, насколько нам рассказывали. Эти казаки учились сами и отправляли своих детей в лучшие университеты Европы, строили огромные дворцы. Представители казацкой элиты были руководителями этой страны, у них были свои символы власти. На тот момент все это было элементами суверенного государства, и поэтому – начиная с Екатерины II – скрывалось. Я считаю, настоящую историю надо знать и гордиться ею. Один историк, директор Черниговского исторического музея, сказал нам: вот кого мы знаем из казацкой старшины? Разве что Кочубея – кто интересуется историей, его вспомнит. И знаем его мы только потому, что он писал донос на Мазепу. А кто еще служил у Мазепы – генеральным писарем, генеральным бунчужным, генеральным судьей – мы вообще не знаем...».

Также автор откровенно рассказал о проблемах со съемками в России. Получить доступ к нужным материалам из архивов и музеев оказалось очень трудно:

«Это происходит при съемках каждого фильма уже три года – мы еще ни разу не получили нормального ответа от российских музеев. Но наша команда всегда находит путь, как в таких условиях отработать и снять то, что нам нужно. На этот раз мы также отсняли; к сожалению, не смогли получить ни одного комментария, но другим способом информацию все-таки собрали.

Командировки в России это у нас всегда «вылазки на вражескую территорию».

На этот раз она была непродолжительной – утром прибыли и вечером уже уехали, проведя съемки буквально на трех локациях​​​​​​».

Аким Галимов подчеркнул огромный вклад, который сделал каждый из членов команды. Самую главную функцию выполнила режиссер Дарья Сарычева. Над идеей фильма «Скарби нації» работали вместе с Романом Шариповым и Викторией Барановой, которая также вложила в проект часть себя.

«Исследования в этом фильме действительно привели нас к очень крутым находкам. Мы работали с очень интересным оборудованием, электротомографом: это аппарат, который просвечивает землю на десять метров вглубь. С его помощью мы открыли тоннель у резиденции Богдана Хмельницкого в Субботове. Хотя историки уверяли нас, что в том месте все исследовано вдоль и поперек. Но нам повезло».

Напомним, первые две части проекта «Украина. Возвращение своей истории» были призваны развенчать мифы и вернуть украинцам настоящую историю.

Новости по теме