Скандальный закон №12414: зачем Рада ограничила полномочия НАБУ и САП и почему Зеленский не наложил вето
22 июля Верховная Рада приняла, а Президент подписал закон №12414, который ослабляет независимость антикоррупционных органов.
Верховная Рада внезапно приняла закон, который позволяет генеральному прокурору вмешиваться в работу НАБУ и САП — двух ключевых и до 22 июля независимых антикоррупционных органов.
Того же вечера Президент Владимир Зеленский подписал документ, несмотря на призывы и митинги ветировать его.
Почему это решение вызвало волну возмущения в Украине и критику со стороны Запада — объясняем простыми словами в нашем материале.
Что такое НАБУ и САП?
► НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро) создали в 2015 году как ответ на требования Революции Достоинства. Его основная задача — расследовать крупные коррупционные дела, в которых фигурируют высокопоставленные чиновники. То есть, это один из главных органов в системе борьбы с высокопоставленной коррупцией.
► САП (Специализированная антикоррупционная прокуратура) — это прокуратура, которая контролирует законность действий детективов НАБУ и представляет расследовании дела в суде. Словом, НАБУ проверяет чиновников и занимается расследованием, а САП — регулирует это на законном уровне.
Ранее их независимость гарантировалась законом. Никто, даже генпрокурор, не имел права вмешиваться в расследование или давить на прокуроров. Их руководителей выбирали на открытых конкурсах с участием общественности и международных экспертов.
Что меняет новый законопроект №12414?
Законопроект №12414, который теперь уже стал законом, кардинально меняет правила игры. Рассказываем о главных нововведениях.
► Генпрокурор получает полный контроль над прокурорами САП. Теперь он может давать им прямые указания, хотя раньше они подчинялись только руководителю САП или его заместителям.
► Он также получает эксклюзивное право объявлять подозрения по делам против высокопоставленных чиновников. Руководитель САП больше не имеет этого полномочия.
► Генпрокурор может передавать дела НАБУ другим правоохранителям (например, полиции или СБУ), если посчитает, что НАБУ работает неэффективно или не может функционировать из-за войны.
Почему его приняли?
За день до принятия законопроекта №12414, СБУ устроила масштабную волну обысков — более 70 объектов, связанных с работниками НАБУ. Пятеро из них получили подозрения:
- двое — за госизмену и сотрудничество с Россией;
- трое — за участие в ДТП, которые случились 1-3 года назад.
В НАБУ заявили, что действия выглядели как давление. В частности, что обыски проводились без судебных определений.
Как известно, этот закон сначала имел совсем другую тему — расследование исчезновений в прифронтовых зонах. Однако во втором чтении комитет по вопросам правоохранительной деятельности неожиданно добавил к нему поправки об антикоррупционных органах.
Среди фракций, которые выступили против — Европейская солидарность и Голос. Зато 263 депутата проголосовали «за». Преимущественно — из Слуги народа, Батькивщины и Платформы за жизнь и мир.
Документ сразу подписал Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук, а чуть позже, вечером 22 июля и Президент Украины Владимир Зеленский. И хотя на сайте Рады его подпись появлялась и исчезала, официально Президент его одобрил.
Реакция общества
Вечером 22 июля по городам Украины — Киеве, Днепре и Львове, тысячи людей вышли на акции протеста против законопроекта №12414, чтобы привлечь внимание власти и убедить Президента наложить вето, вместо того, чтобы подписывать его. Однако Владимир Зеленский в финальном решении все же поставил свою подпись.
Что говорит Европа?
В Евросоюзе уже публично выразили беспокойство. Представитель Еврокомиссии Гийом Мерсье заявил:
«Эти учреждения являются ключевыми для реформы в Украине и должны действовать независимо, чтобы эффективно бороться с коррупцией и сохранять доверие общества», – сказал спикер.
ЕС также напомнил, что финансовая поддержка Украины напрямую зависит от прогресса в реформах, в частности в борьбе с коррупцией. А это - один из ключевых критериев для будущего членства в Евросоюзе.
Почему Зеленский не наложил вето?
Президент хранил молчание до последнего, но все же объяснил свое решение:
«Антикоррупционная инфраструктура будет работать. Только без российских влияний – от этого надо все очистить. И справедливости должно стать больше. Конечно, НАБУ и САП будут работать. И важно, что Генеральный прокурор настроен на то, чтобы в Украине реально обеспечивалась неотвратимость наказания для тех, кто идет против закона. И это то, что действительно нужно для Украины. Дела, которые лежали, должны расследоваться».
Напротив, нардепы от Слуги народа заявили, что новые изменения якобы нужны из-за неудовлетворительных результатов работы НАБУ и САП. Но результатов аудита, на которые они ссылаются, пока никто не обнародовал.