"Простить россию невозможно", — Виталий Токарев, руководитель отдела системного администрирования 1+1 media

О работе в условиях войны: интервью с Виталием Токаревым

Откровенно о работе в условиях войны поговорили с руководителем отдела системного администрирования 1+1 media.

Поделиться:

Вспомните утро 24-го февраля. При каких обстоятельствах вы узнали о начале полномасштабной войны? Что в то утро сделали в первую очередь? Какими были ваши эмоции и ощущения? 

Проснулся от телефонного звонка знакомой, которая сказала: "Началось". В первую очередь собрал тревожный чемодан, а потом позвонил руководству и спросил о наших дальнейших шагах. Тогда мы перешли на дистанционный формат работы и начали хранить последние бэкапы нашего оборудования - резервы данных в облачных хранилищах на удаленных серверах. Также у нас был дополнительный план. Если вдруг россияне начали бы штурмовать офис - мы должны были сделать определенные действия, чтобы наши текущие данные были недоступны врагу. 

В первые дни полномасштабного вторжения я оставался в Киеве. Когда 25-го февраля россия осуществила ракетный удар на Осокорках, сразу подумал о том, что нужно своих родных перевозить в безопасное место. К счастью, родителей за пределы Киева отправил еще накануне вторжения, а вот дочь нужно было вывозить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Если ты преодолеешь страх в себе — своей уверенностью будешь вдохновлять других", — Оксана Солодовник, корреспондентка ТСН

Виталий Токарев

В дороге мы были 14 часов. Были огромные пробки. Отвезя ребенка в безопасное место, принял решение вернуться в столицу, в офис. Поскольку нужно было разворачивать рабочие места в укрытии, чтобы все могли продолжать свою работу. Wi-Fi, корпоративную сеть и несколько рабочих мест мы обустроили буквально за 8 часов. Из сетевых администраторов тогда на месте был только я, но коллеги из других департаментов максимально помогали - носили столы и всю необходимую технику. Когда значительная часть работы была сделана, вернулся к своей дочери и продолжил дистанционный формат работы. 

Значительное количество плюсовцев в то время работали удаленно, поэтому нужно было создать новые правила доступа к ресурсам, которые нужны в работе каждому работнику. 

Время не ощущалось, была только цель - обеспечить возможность предоставлять качественные новости для украинцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Каждый на своем фронте — герой", — корреспондент ТСН Валерий Кузнецов об украинской смелости и работе в условиях войны

Вы занимались запуском ИТ-инфраструктуры для нашей резервной студии. Как там удалось наладить процессы, чтобы эфир продолжался, несмотря на все? 

Там нужно было создать офис с нуля. Сети не было, интернет был, но его мощностей не хватало для телепроизводства. На резервной студии все объединились, как никогда, - инженеры, руководители отделов и директора работали одинаково. Мы все вместе перетягивали провода, переносили мебель. Проснувшись утром, сразу ехал на работу и возвращался домой ближе к комендантскому часу. 

В течение месяца мы дорабатывали все технические моменты, просчитывали риски, чтобы эфир продолжался, несмотря ни на что. Время не ощущалось, была только цель - обеспечить возможность предоставлять качественные новости для украинцев. 

Лично я вернулся в Киев, кажется, что где-то в конце мая. Так получилось, что еще до начала полномасштабной войны я откликнулся на вакансию "Руководителя отдела системного администрирования", поэтому в этот период меня пригласили рассмотреть предложение. Кстати, в Киев возвращался дважды. Сначала где-то в апреле. Тогда столицу было сложно узнать - большие насыпи, блокпосты, много военных. Было больно на все это смотреть. 

Буквально с первых дней полномасштабной войны начались DDoS-атаки.

россия, проигрывая на поле боя, пытается нанести нам потери в других сферах жизни. В частности, осуществляет кибератаки. Бороться с кибератаками приходилось и нам. Сколько таких волн было и какого масштаба?  

Кибератаки против нас осуществляются систематически, они даже сейчас продолжаются. Изначально они рассчитаны на остановку нашего сервиса. В такие моменты как бы от обычных пользователей, которые стремятся получить определенную порцию новостей, появляется большое количество запросов на сайтах 1+1 media.

Виталий Токарев фото - 1+1

Да, боты совершали колоссальное количество запросов, доходило до сотен тысяч запросов в секунду, с которыми мы боролись на определенных уровнях. Буквально с первых дней полномасштабной войны начались DDoS-атаки. 

россия вливает на это огромные бюджеты. Один час атаки может стоить от нескольких десятков тысяч долларов и больше.

По состоянию на сейчас, кроме DDoS, враг осуществляет еще и спам-атаки. Боты обрабатывают все наши электронные почты, которые представлены на сайтах или встречаются в статьях, и присылают на адреса большое количество писем. У нас есть специальный фильтр, который с этим справляется. Во время последних волн атак враг создал отдельные почтовые ящики с новыми доменами, которые еще не имеют плохой репутации, поэтому это несколько усложнило процесс фильтрации. Если с этим не бороться - такие письма переполняют почтовые ящики и пользователи потом не могут получать другие письма. К тому же в таких сообщениях порой скрывается более высокая угроза. Ссылки, которые зашиваются в эти письма, могут вести на фишинговые сайты. С такими атаками нужно быть осторожными.

Виталий Токарев - 1+1

По вашим собственным наблюдениям, как война повлияла на команду 1+1 media? Какой стала команда и вы лично? 

Мы всегда были семьей, но в условиях полномасштабной войны стали более объединенными. Крепкой командой, которая борется на информационном фронте с российским врагом, которого мы обязательно преодолеем. 

У меня кардинально изменилось направление работы, иногда занимаюсь инженерными вопросами. И мне безгранично нравится то, что я делаю, и те люди, которые меня окружают. 

Простить россию невозможно.

Какое событие, случившееся за год полномасштабного вторжения, вызывает невыразимую боль при воспоминании? 

Трудно сказать, ведь за год полномасштабного вторжения случилось множество событий, которые поражали в определенный период времени. Конечно, сложно забыть Бучу, Ирпень, Гостомель, Мариуполь, Винницу. Невозможно выделить что-то одно. Все действия, которые россия совершила и продолжает делать, являются жесткими. 

Кто-то вас мотивирует двигаться вперед, несмотря на все? 

У меня есть 10-летняя дочь, которую я обожаю и которую должен защитить.

Она фактически все время была со мной и в конце марта даже будет появляться в офисе "плюсов", ведь будет проходить обучение для детей в 1+1 media school. 

Она знает, что я работаю на телевидении, видела магию ТВ изнутри и мечтает стать телеведущей. Как раз в конце марта у нее День рождения, поэтому обучение станет для нее своеобразным подарком. 

К тому же меня вдохновляет наша компания. Мне нравится быть в водовороте событий, когда все крутится вокруг меня. 

Что вы сделаете сразу после Победы? И каким представляете ваш победный день? 

Думаю, что украинцы выйдут на улицу или балконы своих домов, будут кричать "Слава Україні!", будут петь гимн. Обязательно поздравлю всех своих родных и близких, соберу их вместе и мы отпразднуем.

Новости по теме