«Весь путь, который я прошла, был не зря»: украинская фехтовальщица Елена Кровацкая откровенно о заслугах Олимпиады, золотой медали и будущих планах

Украинская фехтовальщица Елена Кровацкая рассказала о своем спортивном пути
1+1 media

Украинская олимпийская чемпионка Елена Кровацкая рассказала о своей спортивной карьере и первых эмоциях после победы на Олимпиаде

Поделиться:

На этот раз героиней проекта 1+1 media Спорт проти війни стала украинская фехтовальщица Елена Кравацкая, которая завоевала олимпийское золото 2024 года в командных соревнованиях по фехтованию на сабле.

В специальном интервью Елена рассказала о том, при каких обстоятельствах узнала о начале полномасштабного вторжения, какой была подготовка украинской команды к Олимпиаде и что почувствовала, когда стала олимпийской чемпионкой. Кроме этого, она поделилась, пересекалась ли на Олимпийских играх с россиянами, какие имеет планы относительно дальнейшей карьеры и каким видит будущее украинского спорта.

— Каким было ваше утро 24 февраля 2022 года? При каких обстоятельствах вы узнали о начале полномасштабного вторжения?

Очень хорошо помню этот день. Накануне, 22 февраля, я приехала на тренировочный сбор в Италию, до последнего не веря в то, что может начаться большая война. 24 февраля мое утро началось в 06:00 со звонка Оли Харлан, которая сказала: «Просыпайся, началась война». Я не поверила, спросила у нее: «В каком смысле? Как? », на что она ответила: «Зайди в новости». Захожу, читаю, смотрю видео – у меня шок, непонимание, что вообще происходит. Конечно, сразу я начала звонить родителям, спрашивать, как они. Ребенок был со мной в Италии, к счастью. Это было очень тяжелое утро. Потом, наверное, еще неделю я до конца не осознавала, что происходит в нашей стране.

«На тренировках я абстрагировалась от всех новостей, мне было намного легче»

— Расскажите, как в начале большой войны вы возвращались к спорту. Был ли у вас перерыв в спортивной карьере? Как удалось адаптироваться к новым реалиям?

Как раз накануне начала полномасштабной войны у нас должен был быть сбор, на котором мы должны были готовиться к соревнованиям, но, конечно, тогда все стало на паузу. Я не понимала, как мы можем дальше тренироваться. Не осознавала, где я вообще буду жить с ребенком… В Италию я приехала на сбор только на неделю, поэтому не понимала, что делать дальше.

Сначала я поехала к Оле Харлан, три дня мы были с ней вместе — смотрели новости, постоянно сидели в гаджетах. Со мной был сын, который не понимал, что с нами, почему у нас такое состояние. Первые дни мне нужно было как-то с ним проводить время, не рассказывая, что произошло в нашей стране. Уже потом, через какой-то период, я ему все рассказала. Через полгода мы с ним приехали в Украину.

Елена Кравацкая
1+1 media

Тренировки начались через 1,5 месяца. На самом деле это очень помогало – на тренировках я абстрагировалась от всех новостей, мне было намного легче. Ведь когда ты со своими мыслями наедине, то думаешь только о войне, о своих родных и о том, как дальше жить, как вернуться в свою страну…

«Одержать победу на международной арене, чтобы поднимался наш флаг, звучал наш гимн – это большая честь»

— В этом году на Олимпийских играх женская команда Украины по фехтованию на саблях завоевала золотую медаль. Это не первая Олимпиада в вашей жизни, однако, возможно, она ощущалась для вас по-особенному? Как большая война влияет на ваше отношение к Олимпийским играм? Что чувствуете, когда представляете нашу страну на международной арене?

Эта медаль и Олимпиада — особенные. Это было вопреки всему — во-первых, попасть туда, а, во-вторых, выиграть. Очень рада иметь возможность представлять перед миром свою страну, когда идет полномасштабная война. Одержать победу на международной арене, чтобы поднимался наш флаг, звучал наш гимн — это большая честь. Также мы знаем, какие это эмоции вообще для всех украинцев. Это очень круто. Мы гордимся, что удалось это сделать, особенно в это время.

— Расскажите об Олимпиаде подробнее. Как и где команда готовилась к играм? Были ли трудности во время подготовки и что помогало держаться?

К Олимпиаде мы готовились 2,5 года в Италии. В феврале 2022 года как раз был первый сбор, когда мы должны были познакомиться с нашим новым тренером-итальянцем, потренироваться неделю и поехать на очередные соревнования, но, конечно, все изменилось. Наша сборная осталась тренироваться в Италии на постоянной основе, иногда мы ездили домой в Украину. Первые 1,5 года я была в Италии с ребенком, а потом так сложилось, что за 10 месяцев до Олимпиады мой сын остался в Одессе с папой и бабушкой, поэтому я после каждых соревнований ездила к ним, а потом возвращалась в Италию.

Морально было очень тяжело. Когда ты на тренировке или на соревнованиях смотришь новости, видишь информацию о взрывах, о том, что гибнут люди — это влияет на твое состояние. В принципе подготовка была тяжелой, а когда ты находишься не у себя дома — это еще тяжелее. Возможно, люди не поймут этого, потому что мы были в безопасности, у нас не было отключения света, но психологически для нас всех это было гораздо сложнее. Когда я находилась в Одессе рядом с ребенком, были какие-то взрывы или воздушная тревога, мне все равно было спокойнее, чем когда я находилась в Италии, а он — в Украине.

Елена Кравацкая
1+1 media

«Было очень важно с нашей стороны напоминать миру, что у нас все еще идет война»

— Какая атмосфера царила на соревнованиях? Почувствовали ли вы поддержку мирового сообщества, помнит ли все еще международный спортивный мир о войне в Украине?

Атмосфера была очень крутая. Даже не ожидала этого. Такого количества болельщиков в фехтовальном зале еще никогда не видела. Нас очень поддерживали украинцы и иностранцы. Французы, когда мы фехтовали за золото, очень болели за нас, кричали: «Украина!». Это мотивировало. Было приятно, что так болеют за нас.

Когда мы ездили в Украинский дом «Volia Space», там было очень много международных СМИ, которые спрашивали о войне, какая сейчас ситуация в стране, что происходит в городах, где мы живем, как мы это переживаем. Люди интересуются, никто, к счастью, об этом не забывает. Мы делились, показывали, рассказывали — было очень важно с нашей стороны напоминать миру, что у нас все еще идет война, что, к сожалению, очень много людей погибают.

— Что для вас значит эта победа и каким был путь к ней? Поделитесь своими эмоциями, когда поняли, что стали золотой олимпийской чемпионкой.

Для меня победа на нынешней Олимпиаде означает то, что весь путь, который я прошла, был не зря. У меня плохо пришли личные соревнования. Я была настроена на медаль в личном зачете, поэтому, когда у меня не получилось, это было сильное разочарование. Два дня меня вообще не существовало, было очень сложно это принять.

Но в то же время я была счастлива, что у меня есть второй шанс — командные соревнования, где можно реабилитироваться. Рада, что у нас такая мощная команда, которая смогла завоевать золотую медаль. Это была мечта, наверное, с 16 лет, поэтому очень счастлива, что она осуществилась.

Елена Кравацкая
1+1 media

— У вашей команды есть традиция – если есть медаль, то надо сделать памятку на теле. Расскажите, как вообще появилась эта идея? Планируете ли делать тату после этой Олимпиады?

Вообще эта традиция появилась еще до нас, когда девушки впервые завоевали золото в Пекине. Они тогда сделали татуировки олимпийских колец и после этого мы поддержали традицию. В этом году, если честно, не планировала что-то делать. Надо подумать над этим.

—  В нынешней Олимпиаде россияне участвовали под нейтральными флагами. Расскажите, сталкивались ли вы с ними в Париже?

К счастью, в нашем виде спорта их не было. Мы даже их не видели в поселке. Очень рада этому, потому что мне вообще не хотелось где-то с ними пересекаться.

«Спортсменов из россии вообще нет быть на международной арене»

— Что в целом думаете о допуске спортсменов страны-агрессора к соревнованиям? Может ли спорт быть вне политики?

Наверное, если бы меня спросили еще 10 лет назад, я бы ответила, что спорт может быть вне политики. Но сейчас, конечно, я так не считаю. По моему мнению, спортсменов из россии вообще не должно быть на международной арене.

Не знаю, как они проходят проверку для допуска на соревнования, ведь даже из этих нейтральных атлетов, которые принимали участие, я не видела ни одного, который как-то выражал бы свое мнение о том, что не поддерживает войну. Они все молчат – таким людям вообще не место в международном спорте, даже под нейтральным флагом.

— От государства для олимпийских чемпионов предусмотрен призовой фонд. В одном из интервью вы сообщили, что часть этих средств планируете задонатить на сборы. В частности, вы открыли собственный сбор для детей, потерявших родителей вследствие войны, также думаете организовать аукцион.  Поделитесь, что побуждает вас помогать другим?

В-первых, сейчас мы находимся в такой ситуации, что каждый украинец должен помогать, потому что мы можем победить врага только вместе. Считаю, что особенно для нас, спортсменов, помогать нашим защитникам и защитницам – это обязанность.

Елена Кравацкая
1+1 media

Во-вторых, я — мать, поэтому мне хочется помогать детям. Вообще мне очень больно смотреть на детей, у которых нет возможности жить нормальное детство. Когда узнаю о том, что они потеряли родителей во время войны — для меня это очень сложно. Поэтому, конечно, что мне хочется им помочь. У меня есть какие-то свои идеи, планы на этот счет — надеюсь, что со временем получится все это сделать. Поэтому, наверное, это какой-то человеческий фактор и материнский инстинкт — хочется сделать счастливее как можно больше детей.

«Хочется не просто вернуться в спорт, а поехать на следующую Олимпиаду»

— Какие есть планы относительно дальнейшей спортивной карьеры?

Сейчас пока отдыхаю, потому что надо восстановить полностью тело и морально отдохнуть. Конечно, хочется не просто вернуться к спорту, а поехать на следующую Олимпиаду. Ведь есть командное золото, но нет медали в личном зачете — это тоже очень важно для меня, хочется это воплотить в жизнь. Поэтому надеюсь, что все будет хорошо и получится вернуться к спортивной карьере.

К Олимпиаде-2024 мы готовились в Италии, но сейчас я не готова никуда ехать, хочу тренироваться только в своей стране. Выезжать на международные сборы, на соревнования — да, но именно тренироваться и готовиться хочу только в Украине. Если все будет для этого, то буду продолжать.

Елена Кравацкая
1+1 media

— Как полномасштабное вторжение влияет на развитие украинского спорта? Как думаете, каким будет спорт после войны?

Вторжение влияет очень плохо. Если честно, не очень представляю, как будет дальше развиваться спорт, потому что знаю, каких больших денежных вложений он требует. Да и в принципе какие сейчас большие средства нужны для того, чтобы наконец выиграть войну. Очень надеюсь, что скоро будет наша победа.

Конечно, что нужно будет время для того, чтобы все восстановить, но верю, что со временем все наладится, спорт будет развиваться дальше. К сожалению, сейчас статистика очень плохая — много людей уехало, не занимаются спортом… Это не только в фехтовании. Поэтому хочется надеяться и верить только в лучшее будущее.

Читайте ТАКЖЕ: «Важно смотреть только вперед, думать о будущем, а не о прошлом»: ветеран войны Дмитрий Безусый — о спорте, как способе реабилитации после плена

Новости по теме