"За 15 лет моей работы корреспондентом на телеканале 1+1 — этот день, наверное, был самый насыщенный по количеству включений", — Сергей Осадчук, специальный корреспондент ТСН

Специальный корреспондент ТСН Сергей Осадчук: о войне и работе на информационном фронте

Специальный корреспондент ТСН Сергей Осадчук о начале полномасштабной войны и работе на информационном фронте.

Поделиться:

Уже скоро будет год с тех пор, как началась полномасштабная война в Украине. Каким утро 24 февраля было для вас? 

Я, как и каждый украинец, запомню утро 24 февраля на всю жизнь. Перед началом полномасштабного вторжения мы делали немало материалов о том, что возможна масштабная эскалация по всей территории Украины. Когда в 5 утра услышал первые взрывы — сразу понял, что началась полномасштабная война. 

Сначала разбудил родных, сообщил им, что была осуществлена бомбардировка, началась война. Мне сразу позвонили из центрального офиса "плюсов", подтвердили начало вторжения и сказали готовиться к включению. Хочу отметить, что за 15 лет моей работы корреспондентом на 1+1 этот день, наверное, был самый насыщенный по количеству включений. Выходил в прямой эфир каждый час, чтобы сообщать актуальную информацию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: FreeTheLeopards: ведущие 1+1 приняли участие во флешмобе в поддержку украинской армии

Видел панические глаза одесситов, ведь каждые 15-20 минут раздавались мощные взрывы, постоянно срабатывало ПВО.

Как вам удалось наладить коммуникацию с коллегами 24 февраля, в частности со своими операторами? 

Так сложилось, что у одного моего оператора начались проблемы со здоровьем, поэтому он был нетрудоспособным в тот день, а другой мой оператор очень долго не выходил на связь. К тому же наложились проблемы с топливом и другие нюансы, поэтому фактически я остался один. Однако на помощь мне пришла моя семья — дочь с женой. Во время первых включений они выбегали со мной на улицу и помогали настроить процесс. Кто-то держал планшет, кто-то настраивал свет и держал микрофон. Итак, около 6 утра я работал в команде родных людей.

Видел панические глаза одесситов, ведь каждые 15-20 минут раздавались мощные взрывы, постоянно срабатывало ПВО. Было слышно самолеты, мне постоянно звонили и сообщали об атаке складов, воинской части тылового обеспечения. В полдень сообщили очень тревожную новость. Стало известно, что началась высадка вражеского десанта в городе Коблево. Это рядом с Одессой. Тогда осознал, что вот-вот может начаться захват и нашего города. Это был именно тот момент, когда я волновался за родных больше всего. Спасало то, что мы были все вместе, это немного успокаивало.

Когда знаменитый крейсер "москва" отправился по известному всем курсу — мы поняли, что Одесса им точно не по зубам.

Сергей Осадчук

В первые дни я постоянно был на связи с нашими военными, военно-морскими силами, которые по мере возможностей предоставляли мне необходимую информацию. Высадка десанта в Коблево не увенчалась успехом. Наша славная отдельная механизированная бригада имени Рыцарей Зимнего Похода настолько сильно разбили врагов, что те просились дать возможность просто отойти. Когда знаменитый крейсер "москва" отправился по известному всем курсу — мы поняли, что Одесса им точно не по зубам. 

Почему родные вместо того, чтобы выезжать куда-то из города, наоборот начали работать с вами на информационном фронте?  

Мой отец из Ивано-Франковской области и уже через час после начала полномасштабной войны позвонил и отметил, что есть возможность выехать к родственникам. После первого включения мы собрались на кухне, и я сказал: "До следующего включения остается 30 минут. Девушки, нужно уезжать отсюда". На это они мне ответили: "Хорошо, если ты едешь — мы едем с тобой". Однако не мог поехать, поскольку мне нужно работать как журналисту именно в Одессе. Поэтому они сказали: "Тогда мы тоже остаемся и работаем с тобой". После этого мы больше не возвращались к этому разговору.

Сергей Осадчук о начале полномасштабной войны

Одесса — это мой дом и я готов его защищать.

На все просьбы и призывы близких покинуть город я отвечал, что Одесса — это мой дом и я готов его защищать. Если нужно — готов взять оружие, пойти в ТРО.  

Насколько сложно вам было выключить в себе волнение и чувство страха, ведь вы находились под угрозой постоянных обстрелов?

С одной стороны — это опыт. В свое время мне уже приходилось работать в подобных условиях. Помню Революцию Достоинства, когда нам угрожали, что в передвижную телевизионную станцию нам бросят гранату. Тогда мы ходили в бронежилетах, я носил с собой оружие для защиты. Эти события очень закалили меня. 

Не показывал эмоции во время включений, ведь понимал, если буду паниковать — это будет заметно на экране и миллионы зрителей, которые смотрят новости в этот момент, начнут паниковать тоже, а этого нельзя допустить.

Помню, как мы включались возле железнодорожного вокзала. Там каждые 10 минут пролетал вертолет. Он летел очень низко, фактически у меня над головой, постоянно возникали мысли: "Это наш вертолет? Или может уже вражеский?". На фоне все время раздавались взрывы, но я осознавал, что нужно делать свою работу, выключив любые эмоции. 

Когда-то преподаватель в университете мне сказал: "Журналист и психолог — это две родственные профессии, ведь если журналист не будет мыслить с точки зрения психологии — он не сможет чувствовать определенные моменты и правильно себя вести в той или иной ситуации.

Какой момент был самый эмоциональный за весь период полномасштабного вторжения? 

Один из самых эмоционально-сложных моментов — когда по Одессе нанесли ракетный удар, попав в воинскую часть. Там было большое количество погибших. Тогда понимал, что информацию нужно предоставлять очень осторожно, чтобы не работать в пользу врага. Наши новостные выпуски они очень плотно мониторили. 

Также одно из включений, которое запомнилось больше всего, было 2-го марта. В этот день мы с женой отмечаем годовщину — 23 года с нашей встречи. По традиции, в этот день мы всегда ходили в какой-то ресторан, чтобы провести время вместе, однако в этом году события в стране не позволили этого сделать. Помню, что перед включением мне захотелось сообщить об этом людям, поэтому через камеру обратился к жене и сказал: "Родная, потерпи немножко, как только это закончится, обещаю, что поведу тебя в самый дорогой одесский ресторан, мы с тобой посидим и поднимем бокал за то, что мы с тобой встретились и за Победу Украины!". 

Моя миссия сегодня — несмотря на все, настроить людей на позитивные мысли и убеждать: наша Победа обязательно наступит.

Какие личностные и профессиональные изменения вы заметили в себе за почти год с начала полномасштабной войны?

Стал более закрытым, наверное, на это повлияли условия работы, в которых мы все работаем. Стал менее эмоциональным, несмотря на то, что бывает довольно сложно, ведь на этой войне гибнут друзья, знакомые, лучшие сыновья и дочери Украины. На голове прибавилось седых волос, ведь журналист — не робот. 

Хочется снова тех будничных новостей, хочу рассказывать о том, как в нашем одесском зоопарке родилась пандочка, но, к сожалению, сегодня приходится рассказывать о гибели военных. Моя миссия сегодня — несмотря на все, настроить людей на позитивные мысли и убеждать: наша Победа обязательно наступит. 

Один историк отмечал, что мы с россией воюем не с 2014-го, а уже более 300 лет, поэтому не стоит терять бдительность, ведь мы имеем дело с очень подлой страной.

Мне кажется, что мы уже прошли тот этап, когда Украина "висела на волоске". К счастью, в последнее время в Одессе относительно спокойно, поэтому мы говорим преимущественно на волонтерские темы. Сейчас я более спокойный. Мы посидим без света, выдержим все эти испытания. Для нас уже заканчиваются тяжелые времена, а вот для соседней страны эти времена только начинаются. 

Мой оператор, как и родители, часто спрашивают: "Сколько ты еще будешь работать в полях, возможно, уже на какую-то редакторскую работу пойдешь?". Но я не могу сидеть в офисе постоянно, смотреть в один монитор и все. Мне нужно, чтобы каждый день у меня меня менялась картинка. Даже не знаю, сколько еще буду в этом вариться, но наступит день, когда мы сделаем огромные материалы о Победе, когда сможем снимать сюжеты о том, что происходило на поле боя. Например, как происходила деоккупация острова Змеиный, как потопили крейсер "москва" и многое-многое другое.

Сергей Осадчук

Жду того момента, когда мы сможем готовить невероятные сюжеты о нашей новейшей истории и я смогу порадовать наших зрителей чем-то интересным и новым.

Каким будет ваш день Победы Украины?

Очень хочу поехать по тем местам, где происходили самые горячие события в этой истории, которую мы сейчас все вместе пишем. Еще в 2014 году мы общались с астрологом и спросили у него: "Каким будет будущее Украины?". Тогда он ответил, что в 2024 нас ждет стремительный экономический рост, поэтому я думаю, что у нас будет прекрасное будущее в замечательной, свободной и прекрасной Украине.

Новости по теме