О демократическом устройстве, быте и отношениях с женщинами: Аким Галимов рассказал, какой была козацкая республика в спецвыпуске проекта Реальная история

Реальна історія
Каким на самом деле было козацкое государство: спецвыпуск Реальной истории с Акимом Галимовым

Аким Галимов раскрыл интересные подробности о прогрессивной козацкой республике и жизни козаков в спецвыпуске Реальной истории с острова Хортица

Поделиться:

Аким Галимов в спецвыпуске проекта Реальная история с уникального острова Хортица рассказал о невероятно прогрессивной козацкой республике. О демократическом устройстве и избирательном праве Запорожской Сечи, каким был быт козаков, отношения с женщинами и много интересного — рассказываем детали.

Что такое Запорожская Сечи и по каким устоям жили козаки

Официально Козацкая Республика называлась Войско Запорожское Низовое, а ее земли - Вольности Войска Запорожского Низового. Название Запорожское — потому что казаки жили за Днепровскими порогами, смертельно опасными участками Днепра, где гигантские валуны пересекали быстрое течение, и эти девять порогов выполняли функцию естественной защиты от незваных гостей. Ну а вольности — это права и привилегии, которые были предоставлены козакам польскими королями в начале XIV века и действовали на территории республики. Если упрощенно, то это были свободные от налогов и других повинностей земли, на которых жили свободные люди.

«Само понятие Запорожская Сечь — это город-крепость. То есть это мощная укрепленная крепость, которая была центром Запорожского козачества, Низового козачества, как их еще называли. То есть это фактически как столица, где всегда находилось несколько тысяч козацкого войска во главе со своей старшиной, с руководством. А вот все козацкое, можно сказать, козацкое государственное образование называлось Войско Запорожское Низовое», — пояснил эксперт.

Какой устрой был у козаков

Главным козацким центром управления, центром принятия решений этих земель, был Кош. Этот козацкий аналог правительства находился внутри укрепленной крепости Сечи. Руководил им кошевой атаман с помощью старшины. Кошевому атаману и козацкой старшине подчинялась вся большая территория вольностей Запорожья. Эта земля делилась на паланки, аналоги современных областей. Паланки — это такие административно-территориальные единицы. 

Итак, есть Сечь — центр, откуда все управляется и руководствуется, и есть восемь паланок, где каждая также имеет свою крепость, укрепления. Там руководит полковник, у него есть своя администрация, свой писарь. Козаки, которые живут на этой территории, все подчиняются Сечи.

Сечевых козаков-воинов сами казаки называли товарищество или рыцарство. Своим главным долгом товарищество считало защиту православной веры и своих земель, поэтому сечевые казаки часто участвовали в походах и военных действиях. Однако была и другая группа населения республики — так называемые козаки-хозяева. Они тоже принадлежали к козацкому обществу, но воевали не так часто, из-за чего их называли сидни. Козаки-хозяева вели более спокойный образ жизни и поддерживали экономику Запорожья. Их на Сечи было в несколько раз больше, чем воинов. За счет налогов, которые платили козаки-хозяева, существовало Запорожское козацкое общество.

Козацкие выборы и управление государством

Веками российская пропаганда формировала представление, что у козаков был довольно примитивный политический строй и царила анархия. На самом деле у козаков все было прозрачно и демократично. Руководили Козацкой Республикой четыре человека — козацкая старшина или военная старшина. В ее состав входили кошевой атаман, судья, военный писарь и есаул. Этих четырех человек ежегодно избирали или переизбирали в зависимости от воли войска.

Выборы проходили громко. На утро первого дня Нового года, 1 января козаки собирались на Сечевой Майдан. Выстрелом из пушки они сообщали о начале собрания. После выстрела появлялся специально обученный козак, Довбыш. Он подходил к церкви и начинал бить в литавры — козацкий барабан. Довбыш бьет, и на этот звук из всех куреней выходят и собираются на площадь козаки в дорогих нарядах. Таким громким способом объявления рады козаки обеспечивали прозрачное и честное голосование.

Символами власти выступали клейноды. Кошевой атаман как президент республики был с булавой. Есаул, своеобразный премьер-министр, имел деревянную палку с кольцами на концах. Писарь, главный дипломат, держал перо и серебряный каламар, а судья — серебряную печать. Также на Майдане были 38 куренных атаманов, каждый из которых имел свой символ власти — куренной хоругвь (флаг) и печать.

Были ли женщины на Сечи

На Сечи, то есть на территории самой крепости, нельзя было проживать женщинам. Но на территории Запорожья, в этих вольностях Войска Запорожского Низового, жили также и женщины — козацкие дочери и жены. Условия их проживания были довольно неплохие: у них было свое хозяйство, скот, огород и все необходимое. Место, где козаки встречались со своими женщинами, находилось в нескольких километрах от последней Новой Сечи. Это был курган Бабина Могила, который выполнял роль КПП. Туда приходили матери, сестры, жены и любимые козаков, чтобы приносить им передачи, проводили время.

О козацком бизнесе, технике, оружии, уникальном козацком флоте, и как россияне пытались украсть козацкие технологии, смотрите в полном выпуске Реальной истории с Акимом Галимовым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реальная история украинской Мрии: Аким Галимов рассказал о самом большом в мире самолете

 

Новости по теме