"Несмотря на то, мы должны делать то, что можем и умеем - отстаивать информационный фронт Украины", - Евгений Куксин, корреспондент департамента журналистских расследований
Интервью о том, как изменились профессиональные обязанности после начала полномасштабного вторжения россии в Украину и почему крайне важны такие проекты как FREEДОМ, "Ночной дозор".
Вспомните утро 24 февраля. Каким вам запомнился тот день?
Квартал, где я живу, находится недалеко от одного из столичных аэропортов. Поэтому за длительное время проживания, по звуку легко идентифицировать, что пролетает мимо – пассажирские или чартерные рейсы. А вот звук пролета ракеты не спутаешь ни с чем.
Услышав гул и взрыв, как каждый украинец в то утро, достал телефон, увидел десятки новостей о полномасштабном вторжении россии в Украину и все стало на свои места.
Сначала мы вместе с коллегами собрались дома у Дениса Данька, главного редактора «Секретных материалов», проживающего в Бородянке.
Оттуда дорога на Львовщину, откуда родом моя жена. И уже там, первое, что пришло в голову, – надо ехать на работу.
До столицы доехал почти пустым поездом
Как изменились ваши профессиональные обязанности после начала полномасштабного вторжения россии в Украину? В какой момент вы присоединились к команде объединенного телемарафона "Єдині новини"?
В первые дни полномасштабной войны в Украине я обратился к руководителю департамента журналистских расследований Максиму Шиленко, отметив, что могу работать не только журналистом, но и готов быть оператором или режиссером монтажа.
Словом, делать все, что нужно. Максим согласился, поэтому сначала к марафону «Єдині новини» я присоединился как режиссер монтажа. Первое время мы с коллегами жили в офисе.
Потом начал ездить на съемки по Киеву. Первый материал был о печально известном доме, в который попала российская ракета. После повреждения власти столицы намекнули, что скорее всего этот дом будет снесен. Жители тогда были действительно напуганы, ведь мало того, что они пережили попадание ракеты, теперь им заявили, что весь дом снесут. Только представьте, сколько людей могут потерять свои дома?!
Вместе со специалистом по архитектуре мы поехали осматривать здание и пришли к выводу, что этот дом реально реконструировать. После этого буквально за несколько месяцев власти города официально заявили, что его действительно будут восстанавливать.
Потом было принято решение направить меня и еще нескольких коллег на резервную студию, поэтому сразу без лишних вопросов собрался и поехал туда. Там продолжал готовить материалы для телемарафона и сам их монтировал.
Кроме «Єдині новини», начал готовить сюжеты еще и для русскоязычного проекта FREEДОМ. Коллеги тогда шутили, что после 24 февраля все начали массово переходить на украинский язык, а мне теперь приходится обращаться к международной аудитории и россиянам в том числе на русском, которая всегда для меня была достаточно проблемной, поскольку с детства общаюсь исключительно на украинском.
Все просто брали и делали. Это действительно впечатляет
Обожаю наш департамент за очень простые и понятные отношения в команде. Ни разу не было претензий или излишних формальностей. Несмотря на количество задач все просто брали и делали то, что нужно. Ни у кого не было замечаний, типа: «У меня и без того много проектов. Я не смогу этого делать».
ФОТО: с Евгением Плинским
Зайти на частоты пропагандистского канала Russia Today было абсолютно логичным и взвешенным решением
Почему было важно запустить проект FREEДОМ? В чем особенность и значимость проекта?
FREEДОМ занял частоты пропагандистского канала «Russia Today», заблокированного в цивилизованных странах. Зайти на эти свободные частоты было полностью логичным и взвешенным решением. Несмотря на то, что звучало немало претензий типа: «Для чего вообще этот проект?», сегодня FREEДОМ говорит фактически на весь мир и самое главное – нас слышат.
Если бы этот проект не запустили, очень быстро на месте запрещенного «Russia Today» появилось бы условное пропагандистское «Today Russia» или просто «Today». Это действительно уникальный случай, когда мир дал нам необходимую площадку для того, чтобы мы освещали события, которые действительно происходят в Украине. Создать подобный телевизионный проект в отношении бюрократической Европе так быстро было бы невозможно.
Формат «Нічна варта» – это возможность глубоко погрузиться в актуальные темы сегодняшнего дня
Дополнительно вместе с коллегами вы работаете над проектом «Нічна варта». Расскажите, пожалуйста, об особенностях этого формата.
В ночное время сетка речи не столь плотна, как днем, и это время, когда нужно искать ответы на актуальные вопросы.
Вспомните, как уже через месяц после начала полномасштабной войны в Украине люди устали искать новости, скролить тысячные сообщения в новостных Telegram-каналах.
Так что ночной эфир в таком формате позволяет разбить вопросы на молекулы и объяснить причинно-следственную связь. Вопросов вокруг много, получить ответы хотят все, поэтому мы ищем эти ответы в «Нічна варта» в эфире объединенного марафона.
Военные, которые нас защищают, не жалуются, поэтому я вообще не имею права этого делать
Что для вас стало самым большим вызовом за эти дни полномасштабного вторжения?
Ни на что не жалуюсь. Я жив и здоров, это действительно уже хорошо.
Самое тяжелое — разлука с любимым человеком. В день отъезда на работу, прощаясь с женой, мы трезво отдавали себе отчет, что не знаем, когда точно встретимся снова.
Впервые за время наших отношений нам пришлось столкнуться с сколь длительной разлукой. Искренне радуюсь, что нам удалось выдержать этот вызов.
россия – потерянная страна
Поскольку вы часто анализируете пропагандистские новости, какая тема по «запоребриковым» новостям поразила вас своей абсурдностью?
Меня россия не удивляет уже очень давно. К тому же радует тот факт, что украинцы также больше не удивляются глупости нашего, к сожалению, соседа. Это страна, в которой все построено на псевдовеличии, лжи и пропаганде. Еще в детстве у меня отложилось в голове, что россия – это далеко не о величии и к «сверхдержаве» они и близко не приблизятся.
В 8 классе мне представилась возможность попасть в Европу по программе обмена для школьников. В течение недели я жил в польской семье. Это был условный польский пгт, очень простой и спокойный, но я был поражен от этой поездки. Для меня там все походило на какое-то будущее. Аккуратно, чисто, как любят говорить «по-европейски». А через несколько лет меня отправили на мероприятие для школьников, которое проходило в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что это так называемая «культурная столица» и нам показывали красивые достопримечательности архитектуры, мосты и тому подобное – в нескольких километрах от туристических достопримечательностей ты попадаешь в развалившуюся, замусоренную и грязную российскую реальность. После того путешествия осознал, что россия – потерянная страна.
Не стоит бредить тем, что россияне когда-то сочувствовали или будут сочувствовать украинцам
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Стоит ли делить россиян на "хороших" и "плохих"?", — рассуждает ведущий ТСН Святослав Гринчук
Первое время многие публичные украинские лица и даже простые украинцы пытались достучаться до россиян, надеясь, что они будут выходить на митинги, протестовать против убийств украинцев, но все было напрасно. Почему, по-вашему, тамошние жители поддерживают то, что происходит в нашей стране сегодня?
Объясню на примере, кем россияне должны стать для нас в будущем. В детстве я часто ездил в деревню и там по соседству жили алкозависимые. Они постоянно пили, непонятно, чем занимались и буквально «тонули в болоте».
Люди, жившие по соседству с этой «прекрасной» компанией, просто построили добротную стену, чтобы, как минимум, их не видеть. Если никакой сосед вылезал из своего болота – ему давали по голове и этот сосед возвращался к себе.
Вот так должны выглядеть наши отношения с россиянами в будущем и не надо от них ожидать. Россия – это неадекватный сосед, и нам нужно создать новые реалии жизни с ним, на примере той же стены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Нам не повезло с соседом очень давно, но ни разу россиянам не удалось нас уничтожить" — журналистка ТСН Юлия Кириенко
Такого, как было в 2014 году, никто больше не допустит
рф и ее официальные лица – это что-то грязное... К счастью, нам удается доносить правду и без лишних объяснений говорить, что россия – страна-террорист, путин – преступник №1, а армия россии – оккупанты.
Каким, по-вашему, будет день Победы Украины?
Для нас день украинской Победы должен стать днем большого уважения тем, благодаря кому эта Победа стала возможной, а главное – какой ценой.