"Украинцам сейчас необходимо показывать крутые примеры несокрушимости", - режиссер Константин Кляцкин

Эксклюзивное интервью 1+1 с режиссером Константином Кляцкиным о фильме "Крим, як це було" и документальном сериале "Мистецтво в країні війни"

Интервью с режиссером объединения Babylon ' 13 Константином Кляцкиным.

Поделиться:

1+1 эксклюзивно пообщалась с режиссером объединения Babylon'13 Константином Кляцкиным о фильме «Крим, як це було"и документальный сериал «Мистецтво в країні війни", которые доступны к просмотру на платформе Кино и телевидения Киевстар ТВ. Читайте в интервью о работе над этими важными проектами, уникальных историях и почему важно поддерживать культуру и искусство в такое сверхсложное время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Упоминания о фильме "РІк" Дмитрия Комарова появились в международной прессе — The Times, Daily Mail, The Independent, New York Post и не только!

Вы известны своей работой "Крим, як це було", — фильмом, который вышел в 2016 году. Это лента об украинских военнослужащих, которые во время захвата Крыма российскими войсками в 2014 году не изменили присяге на верность народу Украины. Расскажите, как проходили съемки и какую главную идею вы хотели донести зрителям?

Как мы все знаем, российское вторжение началось в конце февраля. Однако есть нюанс-2014 года. В ту ночь первыми были атакованы украинские корабли, стоявшие на рейде Севастопольской бухты. 

Мы начали снимать это кино в 2015-м. Все началось со знакомства с Андреем Рыженко, офицером Военно-Морских Сил Украины, который первый рассказал нам, что же на самом деле произошло в Крыму. Это была первая возможность лично познакомиться с людьми, для которых слово честь – не пустой звук. История крымских военных-это, в первую очередь, об измене, что для боевого офицера вещь абсолютно неприемлема. Мы попытались рассказать услышанное простым и доступным киноязыком, чтобы зритель мог оказаться с нашими героями буквально на расстоянии вытянутой руки. Поэтому мы сопровождаем их повсюду: от палубы и кают на корабле в Черном море, до кабины пилотов самолетов над Днепром и блиндажей морской пехоты под Мариуполем. Этот фильм-результат длительных поисков и записей непосредственных участников событий.

Даже сегодня этот фильм занимает свое место в истории, потому что является крупнейшим киноисследованием истории захвата украинского Крыма.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5-летний мальчик "Петрович" из документального проекта Дмитрия Комарова "Рік" нашел маму

Поддерживаете связь с главными героями ленты? Возможно знаете, как сложилась их судьба? 

С большинством мы общаемся в соцсетях, с некоторыми связь уже потеряна. 

Вот, к сожалению, командир 10-й морской авиационной бригады Игорь Бедзай погиб в прошлом году вместе с экипажем вертолета М-14, во время боевого задания в устье Дуная. Ему посмертно дали звание Героя Украины, однако героями он и его подразделение, стали еще в 2014 году, во время обороны Крыма в городе Саки. Это потеря для всего нашего народа. Я рад, по крайней мере, потому, что мы увековечили его память в нашем фильме.

За время полномасштабной войны появились имена новых героев, которые мужественно защищают нашу страну от российского нашествия. Не думали над съемками еще одного полнометражного документального фильма о военных – героях современности?

За 2022 год мы сняли десятки историй в разных регионах Украины. Везде, где мы бывали, видели примеры настоящего мужества и невероятных поступков от обычных украинцев. Все они заслуживают того, чтобы стать героями сотен фильмов. Кое - что мы успели смонтировать и опубликовать на ютуб-канале объединения кинематографистов BABYLON’13, а на кое – что-не хватило сил. Хотя некоторые проекты нашей студии DocNoteFilms уже перерастают в полные метры, в частности о Крыме, аэроразведке и феномене естественной способности украинцев к горизонтальным связям в целом. 

Фото зі зйомок

В ноябре 2022 года состоялась премьера документального сериала «Мистецтво в країні війни», соавтором которого вы стали. Почему именно тема искусства?

В начале полномасштабного вторжения мы все оказались в разных жизненных обстоятельствах, где на первом месте был вопрос безопасности семьи. хотя лично у меня творческий процесс не прерывался (я начал монтировать видео с телеграммных сообщений еще 25 февраля). Для большинства художников стал актуальным вопрос-а есть ли место творчеству в стране, в которой ведутся боевые действия? Этим проектом мы пытаемся исследовать этот вопрос, и 25 невероятно разных фильмов о разных художниках, которые занимаются очень разными видами искусства-первый, но очень важный шаг в этом направлении.

Фото зі зйомок

По вашему мнению, какова роль искусства и культурного фронта во времена войны?

Первое-поддержка самих художников, потому что это их дело жизни, и так они могут самореализоваться, выразиться, выразить все накопленные эмоции. Многие из наших героев рассказывали, что именно через творчество, они могут сказать то, что не могут выразить словами. Второе-это поддержка украинцев, ведь искусство способно помочь психологически, разобраться с эмоциями, уменьшить это напряжение, которое каждый испытывает ежедневно, дать утешение. Третье-это острая реакция на текущие события. Это та грань, где искусство может переходить в пропаганду, и некоторые художники, в частности плакатисты или карикатуристы, сознательно за нее заходят, создавая мощные проукраинские работы. И это работает. Для иностранцев – как источник правды о войне, Украине и украинцах, для наших зрителей-как моральная поддержка. И четвертое-это фиксация событий и эмоций, сквозь которые проходят художники, и шире – все украинцы. Эти произведения-свидетельства времен войны, можно считать, исторические памятники.

Знание собственного культурного наследия, понимание, что в Украине есть тяга культурного процесса, который никогда не останавливался, и мы имели и имеем очень крутых художников - это тоже вклад в деколонизацию, ведь многие украинцы росли с представлением об украинской культуре как что-то менее удачное, а оно на самом деле крутое и большое.

Расскажите о команде, которая работала над сериалом?

Над сериалом работало несколько съемочных групп. Это как молодые кинематографисты, так и представители более опытного поколения. По установившейся традиции объединения BABYLON’13-титров в фильмах вы не найдете. Однако если немножко поискать - все доступно.

Основной костяк процесса-команда студии DocNoteFilms: я, Павел Липа (как автор идеи проекта) и Сергей Малярчук как исполнительный продюсер.

А еще, за кадром остались наши SMM, PR, расшифровщики текстов, переводчики, дизайнер, авторы текстов – литературоведы, искусствоведы и музыковеды. Это все один большой организм, который идет к общей цели.

Фото зі зйомок

Сложно ли реализовывать подобные проекты во время полномасштабной войны? С какими вызовами столкнулись в процессе съемок?

Спасибо за вопрос. Думаю, вы и сами понимаете, что такое снять 25 фильмов в разных регионах страны, в которой продолжается большая война. Сложно. Есть определенное недоверие к человеку с камерой, но которое очень быстро исчезает при личном знакомстве. Ограничения по комендантскому часу, обстрелы, изменения планов, электричество, финансирование. На самом деле все то, с чем мы сталкиваемся в межвоенное время, но умноженное в разы.

Как происходит съемочный процесс? Сколько времени уходит на съемки одной серии?

Это все очень индивидуально. Наша главная цель в этом проекте – показать портрет художника во время войны. Некоторые истории мы снимаем за 1 съемочный день, некоторые за 4-5. и это несмотря на относительно небольшой хронометраж каждой серии. 

Способ съемки очень прост и сложен одновременно. Мы приезжаем к герою на место, где он творит, и снимаем его в привычной среде. Там, где он наиболее расслаблен и сконцентрирован на своей работе. Однако здесь важно, чтобы человек привык к нам и вел себя естественно. Мы не делаем публицистику или репортаж, здесь важно уловить что-то, что обычно остается за кадром.

Фото зі зйомок

Герои вашего сериала-кто они? Расскажите, кого уже привлекли к проекту, а кого ждать в следующих эпизодах.

Уже вышли все эпизоды, кроме последнего. У нас живописцы, графики, композиторы, концепт-артисты, перформеры, скульпторы, мастерица-ткачиха, диджитал-художники... из наиболее известных – перформерка Алевтина Кахидзе, художник Матвей Вайсберг, живописец Тиберий Сильваши, 3D-художник Денис Циперко, композитор Александр Щетинский, график Олеся Джураева, художница Екатерина Косьяненко, и даже стрит-арт художник Гамлет. Все герои интересные, большинство известны и у нас, и за рубежом.

Алевтина Кахідзе

Перформерка Алевтина Кахидзе

Расскажите об эпизоде сериала (или конкретной истории), который можете выделить среди других. И почему?

По моему мнению, уникальная и незабываемая история Александера Кроликовского (невероятная фигура человека на фоне войны). Также советую дождаться Гамлета (его дольше всего монтировали).

Гамлет

Стрит-арт художник Гамлет

Как аудитория реагирует на сериал? Какие отзывы чаще всего получаете?

Положительные отзывы сопровождают проект во всех соцсетях. Что интересно, благодарят как зрители, так и сами художники. Для зрителя мы почти заново открываем современное украинское искусство. Для самих художников-помогаем посмотреть на себя со стороны и немножко переосмыслить опыт. Больше всего комментариев мы имеем на форуме Reddit. Там в основном зарубежная аудитория, которая заинтересована познакомиться с Украиной. Именно там наиболее остросоциальные обсуждения.

Что по вашему мнению не стоит снимать во время войны, а что наоборот – необходимо?

Не стоит спекулировать эмоциями. Не стоит снимать игровые фильмы про свежие раны. Сейчас время снимать и фиксировать происходящее, потому что оно забывается. Украинцам именно сейчас необходимо показывать крутые примеры несокрушимости, а на потом – фиксировать преступления русни. Сейчас мы ездим по многим регионам Украины и снимаем происходящее. Возможно когда-то наши потомки из этого сделают огромное исследование. Кто знает?!

Аудитория всего мира прикована к событиям в Украине. Искусство-отличный инструмент, чтобы сохранить это внимание. По вашему мнению, достаточно ли мы делаем на культурном фронте, чтобы бороться за победу? И как можно усилить этот фронт?

Одна из причин, почему мы воюем и продолжаем сопротивляться – это культура. Наша задача-делать больше и больше. Даже не смотря, что нам часто не хватает денег и ресурсов на работу, но мы продолжаем. Ищем гранты, распространяем информацию за рубежом, ищем международные сотрудничества. К сожалению, государство сейчас не способно нас поддержать, но это не значит, что мы прекратим творить. Если работа каждого художника изменит хотя бы одно мнение, относительно Украины в мире – это уже недаром.

фото

«Для Киевстар ТВ приоритетным является предоставлять площадку и поддерживать украинских режиссеров, которые освещают тему большой войны. Уверены, что только совместными усилиями, говоря о войне везде, где это возможно, мы будем приближать победу Украины», — прокомментировали в Киевстар ТВ.

Новости по теме