Настоящий мегаполис: уникальная история могущественного Чернигова в Реальной истории с Акимом Галимовым

Реальна історія
Настоящий мегаполис: уникальная история могущественного Чернигова в Реальной истории с Акимом Галимовым

Как Спасо-Преображенский собор в Чернигове стал главным храмом Киевской Руси

Поделиться:

Исторические места всегда несут в себе отпечатки прошлого, уходящего сквозь века к нам, современникам. Одним из таких уникальных памятников является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, история которого насчитывает тысячу лет. Этот собор, один из старейших в Украине, недавно был освобожден от Московского патриархата, который более тридцати лет пользовался этой достопримечательностью.

Чернигов - город с богатой историей, достигающей X века. В те времена он был мощным конкурентом Киева, а Спасо-Преображенский собор, строительство которого началось еще до основания Софии Киевской, стал символом амбиций Черниговских князей. В 990 году киевский князь Владимир Великий отправил своего сына Мстислава княжить в далекой провинции Тмутаракань. Через 25 лет, после смерти Владимира Великого, между его сыновьями началась борьба за престол. Мстислав решил вернуться в Украину и попытаться захватить Киев, но киевляне его не приняли. Тогда он осел в Чернигове, сделав его своим центром власти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое Ханская Украина: Аким Галимов объяснил, почему россия так активно боролась за этот край

Московский патриархат и его влияние

В сентябре 1990 года Черниговский облсовет передал Спасо-Преображенский собор в безвозмездное пользование Московскому патриархату. В течение более тридцати лет московские священники хозяйничали здесь, но их отношение к этому уникальному памятнику вызвало немало вопросов. Собор превратился в склад хлама, а его состояние ухудшилось до ужасного уровня.

Только в октябре 2023 года Верховная Рада Украины начала рассмотрение закона, запрещающего деятельность Московского патриархата в Украине. Министерство культуры создало специальные комиссии для обследования памятников культуры, которыми пользовался Московский патриархат. 

Возрождение собора

Во время реставрационных работ были найдены уникальные артефакты, свидетельствующие о величии и помпезности средневекового Чернигова. В частности, были обнаружены колонны, привезенные Мстиславом из Херсонеса, и части мозаики, подобной той, что хранится в Софии Киевской. На одной из колонн найдено граффити, датированное 100 годом, что может свидетельствовать о времени сооружения собора.

Черниговский Спасский собор скрывал в своих недрах настоящий клад, который поразил исследователей и открыл новую страницу в истории нашей страны. Уникальная шкатулка, известная как Мощаница, была найдена спрятанной в престоле собора во время исследований 1960-х годов. Ее история уходит во времена князя Мстислава и была заложена во время строительства Спасского собора в X веке.

Уникальная находка

Мощаница - это специальная шкатулка, изготовленная из серебра 916 пробы. По мнению исследователей, здесь были положены частицы святых Пантелеймона, Акакия и Макавея. Наиболее впечатляюще то, что на шкатулке выгравированы их имена, что является первым свидетельством кириллических надписей среди существующих артефактов. Исследователи считают, что мощи могли не сохраниться из-за длительного времени. Сундучок был реставрирован в 2000-х годах, но до сих пор ни разу не экспонировался.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российская пропаганда на оккупированных территориях: Аким Галимов рассказал, как враг оправдывает войну в школьных учебниках

Аскетическая жизнь монахов в монастыре

История этих мест тесно связана с именем Антония, основателя Киево-Печерской лавры. Антоний, как и многие другие монахи, принадлежал к монашеству, которое практиковало исихазм - мистическое учение христианства, предполагающее поиск Божьей энергии внутри себя с полным отказом от земной жизни. Антоний жил в пещере, чтобы избежать внешних раздражителей, и его духовная практика фактически была похожа на медитацию.

Политика всегда играла важную роль в жизни таких духовных людей. Когда население узнавало о существовании монахов, их начинали считать святыми еще при жизни. Монахи проводили свои дни в неустанном труде и молитвах, спали мало, ели еще меньше, а их главными добродетелями были аскетичность и духовная стойкость.

Антоний пользовался непререкаемым авторитетом, и получить его благословение считали за честь не только простые люди, но и знать и князья. Однажды, узнав, что киевский князь Изяслав нарушил клятву, Антоний предрек ему поражение в бою. Это предсказание сбылось, и после возвращения князя Изяслава к власти он жаждал мести. Однако Феодосий, руководитель Киево-Печерского монастыря, договорился с черниговским князем Святославом об убежище для Антония.

Антоний выбрал место в Чернигове, выкопал себе келью и поселился там. Черниговский князь Святослав рассчитывал на то, что присутствие Антония укрепит его позиции в борьбе за киевский престол. И действительно, Антоний положил начало в Чернигове традиции монашества, которая привлекла много последователей. Сюда приходили юноши и мужчины, которые хотели посвятить свою жизнь Богу, и они продолжали выкапывать новые пещеры.

Жизнь в пещерах была суровой. Температура всегда сохранялась на уровне 9 градусов. Монахи ставили воду и просфоры через специальные окошки, что обеспечивало минимальное общение с внешним миром. Их главная цель была уединение и сосредоточение на духовной практике.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Раскрытие мифа Новороссии: Аким Галимов снял фильм о настоящей истории юга Украины

Спасский собор: центр духовной жизни

Со времен Святослава Спасский собор стал главным храмом этой части Руси. Здесь проходили службы с участием первых лиц государства. Специально для князя был сделан вход, через который он поднимался на верхний ярус храма вместе со своим окружением. Окружение князя делилось: справа стояли мужчины, слева - женщины. Князь наблюдал за церковной службой с высоты, подчеркивая свое величие. Чернигов в те времена был настоящим мегаполисом, где жило примерно 20 000 человек. Для сравнения, в Париже того времени жило всего 5-7 000 человек. Чернигов превосходил многие европейские города по количеству населения и размаху.

Еще одной важной находкой является княжеская печать последней четверти XI века, принадлежавшая Святославу Ярославичу. Эта свинцовая печать сохраняет изображение Святого Николая и самого князя, который держит крест. Печать весом 27 граммов является редким сочетанием христианских и светских символов. А сам Святослав был похоронен в южной капелле Спасо-Преображенского собора. 

Сейчас Спасо-Преображенский собор функционирует как музей и пространство для всех украинцев. Здесь проводятся рождественские службы на украинском языке и другие религиозные праздники. Таким образом, наследие Святослава Ярославовича и его потомков живет и продолжает влиять на современную Украину, напоминая нам о важности сохранения нашего исторического наследия и культурной идентичности.

Новости по теме