"Пока едешь по украинской территории, чувствуешь себя в безопасности", — история 23-летней Насти, которая вывезла родителей из заблокированного Мариуполя
23-летняя девушка вернулась в Мариуполь за родителями.
Девушка три недели пыталась эвакуировать из заблокированного Мариуполя своих родителей, и когда поняла, что никто этого не будет делать, купила микроавтобус, нашла водителя, поехала в Мариуполь и вывезла из него своих родителей и соседей. Как она решилась на это и что увидела в городе, Настя рассказала в эфире ТСН.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В «Сніданку з 1+1» бывшая корреспондентка ТСН Юлия Панкова рассказала свою историю побега из оккупированного Гостомеля
Настя всю жизнь прожила с родителями в Мариуполе. Последние пять лет училась в Харькове и решила остаться там, а родители жили в Мариуполе. Когда началась война, первые несколько дней еще была связь с ними. Настя предлагала уезжать, спасаться:
"Было очевидно, что Мариуполь находится у моря, рядом с Донецком, и там будет что-то страшное. Родители не соглашались. Они были уверены, что Мариуполь будет украинским, что все будет хорошо, мы выстоим. В худшем случае, все будет, как в 2014 году. Я не смогла их убедить. Было очень страшно. Потом связь исчезла и начали появляться все ужасные фото и видео разрушений города. Начали появляться истории моих одноклассников, когда у них погибли родные. Это были самые страшные 25 дней, когда с родителями не было связи. Я днями читала все чаты города, мониторила и боялась увидеть фото их разрушенного дома. Словами тяжело передать то, что я чувствовала".
Настя рассказывает, что параллельно писала всем возможным волонтерам, которые занимаются эвакуацией и помогают вывозить людей. Однако волонтеры адресно не ездят, они ездят в бомбоубежища, потому что у них цель как можно больше людей забрать. Родители жили в частном доме на окраине города и потому к ним никто бы не приехал. Машины у них не было, никто из них не умеет водить, они уже не молоды и пешком дойти до места эвакуации они бы тоже не смогли, как делали многие, чтобы спастись. Поэтому стало ясно, что никто кроме самой Насти помочь им не может. И оставить их там она тоже не могла, несмотря на то, что у девушки не было денег, не было водительских прав и возможности их забрать.
У девушки появился план. Мамина сестра живет в Австралии и помогла купить бус. Сначала она хотела купить легковое авто, но поняла, что там много стариков, которых тоже нужно вывезти. Настя не могла рискуя жизнью приехать туда и просто оставить тех стариков там, забрав только своих родителей. Ей это казалось неправильным. Купили микроавтобус, загрузили его лекарствами и едой для тех соседей, которые не хотели или не могли по каким-либо причинам уехать:
"Я нашла водителя в одном из чатов. Его зовут Андрей. Он тоже из Мариуполя, выехал во время войны и хотел поехать, чтобы отвезти своей теще лекарства. Мы успели день в день. После того, как мы заехали, забрали родителей и уехали, въезд был закрыт много дней и уже нельзя было заехать. Я находилась в Днепре, мы приехали в Запорожье, там есть определенное место, где собираются волонтеры и те, кто хочет поехать в Мариуполь, формируется колонна. Мы приехали туда и с самого утра решали, кто будет в колонне первым. Стояли опытные водители, но они не желали быть первыми, а мой водитель согласился".
Настя рассказала о дороге в Мариуполь и что им пришлось пережить:
"Поначалу, когда мы ехали, был какой-то приглушенный ужас. Ты понимаешь, что опасность будет дальше, но пока едешь по украинской территории, чувствуешь себя в безопасности. Потом мы видели на обочине много мин и стало страшнее. Мы упустили момент, когда заехали на первый российский блокпост. Только со временем мы поняли, что на оккупированной территории и стало действительно страшно. Ты чувствуешь себя в опасности, понимаешь, что втои права не соблюдаются. На въезде в Мариуполь был самый страшный блокпост, где какие-то орки с красными лицами максимально грубо общались и было страшно, что заберут машину, расстреляют, изнасилуют… Нас едва пропустили".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 600-часовая рабочая смена на оккупированной ЧАЭС: история Людмилы в рубрике «Дневники войны»
"Родители очень обрадовались, начали плакать. И не только они, но и соседи, которых мы забирали. Я сказала, плакать будем, когда приедем на украинскую территорию. Мы быстро погрузились, уехали. Еще страшно было ночевать в лагере беженцев в Володарском, откуда людей потом вывозили в россию. Это было действительно ужасно. Большое количество людей держали в антисанитарных условиях, у них забрали все и никакой надежды, что за ними кто-то приедет и спасет".
Смотрите рассказ Насти о реакции родителей и дороге на подконтрольную Украине территорию в сюжете: