Уже семь месяцев украинцы мужественно противостоят российскому военному нашествию, чтобы защитить свою родную землю. По данным соцопроса группы «Рейтинг» более 60% украинцев испытывают ухудшение психического здоровья из-за войны. Физическое здоровье ухудшилось у 53% украинцев. Как восстанавливать свой ресурс сейчас является насущной потребностью. Украина полна сакральных мест. Ведущие 1+1 Руслан Сеничкин, Людмила Барбир, Валентина Хамайко, Егор Гордеев, Маричка Падалко, Святослав Гринчук, Неля Шовкопляс рассказывают о своих любимых местах, откуда берут силы и энергию.
Для меня сама Украина и есть место силы. Особенно сейчас, когда мы объединены общей трагедией – войной, которую развязала россия против Украины. Несмотря на то, что украинцев убивают, пытаются стереть нашу идентичность – мы ежедневно становимся сильнее. Каждый день больше осознаем, кто мы есть, почему Украина была, есть и будет и откуда наши корни. россия столетиями пыталась стереть украинскую идентичность. Но у нее не получилось тогда, не выйдет и сейчас.
А что касается того места в Украине, где мне уютно, спокойно, где я набираюсь сил, то, например, если мне сейчас дают 5 дней отпуска, и говорят, выбирай, то я выберу украинские Карпаты. Я люблю всю Украину, все уголки ее объездил – Слобожанщину, Полтавщину, обожаю Черкасщину, особенно Триполье, Шевченковские края до Канева. У меня там есть специальный маршрут – еду и наслаждаюсь той энергетикой. Много дорог в Канев, но для меня Канев через Триполье – это дорога особенная. Как раз это место силы. Могу разрешить туда-обратно съездить за день. А если мы говорим о нескольких днях перезагрузки, это Карпаты! Яремче, Микулиничин, Ворохта, Яблуница, Криворивня, Вижница – это уже ближе к краям, где родилась Люда Барбир. Это просто святой для меня маршрут. Хотя я доезжал до Рахова, ехал вдоль румынской границы, потом в Межгорье, в Синевир – там уже совсем другая энергетика украинских Карпат.
Любая точка в Украине могла бы быть моим местом силы, но самое сокровенное для меня место моей бабушки Марички - это горы в Выженке (Выженко и горы вокруг). Я бегала этими лесами еще с детства, собирала там грибы и сейчас люблю, как приеду, туда за грибами идти. Там я восстанавливаюсь, там чувствую особую связь с природой. Это самое мощное место силы для меня в Карпатах.
Для меня место силы – это Карпаты. На Говерлу поднимались всей семьей, когда Андрюше не было еще года. С тех пор пока не удалось повторить нам всем вместе этот поход. Мужчина со старшей дочерью Саломеей ходил еще раз. Но наверняка в этом году не будет еще одного подъема. В том месте, где ты начинаешь подъем и видишь эти огромные корни деревьев – они для меня очень символичны. Там так тихо, красиво. Ты видишь, как от тех больших мощных корней вырастают могучие деревья и все это вплетается в большую сильную гору. Это можно сравнить и с семьей: от силы твоего рода зависит, насколько устойчив и ты будешь. Для меня эти горы особенные. Но война перебила все планы на отдых – сейчас не ко времени. Дети спрашивали, когда снова уйдем, но точно не в этом году.
Киев для меня является важным местом силы. Испытала это впервые, когда в лет 19 уехала надолго из дома в США на обучение. Уехать на год из Украины в 90-х это не то же, что уехать сейчас. Это был совсем другой мир, тогда очень сильно отличавшийся от нашего. Несмотря на сильное отличие стиля жизни и развития между тогдашней Украиной и Соединенными Штатами первые полгода я наслаждалась новыми возможностями, а последующие полгода считала дни до того, как вернусь домой. Я своему возвращению радовалась весь следующий год. Каждый день просыпалась и думала «Боже, как здорово, что я вернулась».
И что-то подобное было и сейчас, когда нужно было вывозить детей в феврале, на время покидать город и потом их возвращать домой. Как никогда осознание этого года, что родная земля, родной дом, родная квартира, родная кровать – она сама по себе дает тебе силу, которую нельзя ничем измерить.
Вспоминая места силы, первое, что приходит на ум это – Кайзер. Львовяне сразу поймут, а не львовянам надо объяснить. Кайзер – это сокращенно от Кайзервальд. Огромный лесопарковый массив во Львове. Его «фишка» в том, что он в то же время довольно большой, не слишком обитаемый, как отдаленная загородная зеленая локация, но в то же время совсем недалеко от центра. Условно, вы можете встретиться с друзьями в центре, и если есть настроение - уже минут 20 быть на относительно "дикой" природе. Или наоборот, встретиться, чтобы отдохнуть на природе, но, если есть пыл - спуститься потом в город, чтобы еще забежать в какое-нибудь кафе или что-нибудь.
В разных уголках Кайзера – много классных и живописных мест. Как известных и популярных, например, гора Высокий Замок или скансен «Шевченковская роща», так и менее затоптаны туристами: Лысая гора, пруды, беседки, холмы, лыжный спуск, который я правда, не уверен, до сих пор функционирует по такому назначению, есть даже довольно старинная церковь на окраине. У меня там найдется с два десятка "точек" с очень приятными и веселыми воспоминаниями еще со школьного или студенческого времени. А когда засидеться до темноты - можно оттуда рассматривать вдали огни города. Когда возвращаюсь во Львов – регулярно туда выбираемся с друзьями. Будто небольшой оаза вне времени и цивилизации прямо посреди города 21-го века. Мне очень нравятся такие контрасты.
Сам Киев для меня и есть место силы, потому что здесь родился, с ним связано много воспоминаний. Это город даже не людей, а простора. Все города меняются – кто-то приезжает, кто-то уезжает, но даже если в Киеве будет большая смена людей, все равно останется та же атмосфера. Это уникальная история для городов. Потому что Берлин, Париж, Лондон – это все города людей. А в Киеве какая-то энергия уходит с земли. У меня куча таких мест, где можно пройтись, подумать, помечтать – на Подоле есть несколько точек классных. Ужасно люблю место, где сейчас живу. Жил там когда-то маленьким и теперь снова туда вернулся. На перекрестке всего – смотришь на город окна своего дома и просто заряжаешься.
Открыл для себя Закарпатье – это абсолютно неизвестный край, и я его для себя называю украинской Умбрией. Потому что там очень многое совпадает – и по ментальности, и по пейзажам, и по богатству земли. Там куча таких мест, например Черная гора – это бывший вулкан. Ты просто приходишь, видишь, что земля теплая даже зимой и заряжаешься от нее. Это что-то невероятное!
А еще место силы, там, где моя дача – Вышгородский район. Это мое детство, я там знаю каждый камешек, каждое дерево, как оно выросло из песка на твоих глазах.
Моим местом силы является Харьковская область, родное Барвинково. Дома красиво, спокойно. Огород, луга, река. Кайфую, когда выхожу на луга, где с обеих сторон растут большие тополя, ивы. Ложишься в траву, смотришь на небо, а оно бескрайнее, и наблюдаешь за тем, как шумят тополя, дышишь полной грудью, восстанавливаешься, насыщаешься, набираешься сил.
В этом году еще одно место силы для себя нашла – так же сильно полюбила мероприятие Украины и открыла его по-новому. Всегда этот регион у меня ассоциировался с Карпатами, а этой весной открыла для себя Львовскую область. В городок Черляны, где мы с детьми жили во время эвакуации, я просто влюбилась. Там очень уютно и красиво. Есть места, к которым ты привязываешься, или где ты географически родилась – тебе там хорошо, потому что там твоя семья. Но мне сейчас хорошо там, где есть классные люди и где я внутренне наполняюсь.