Что на самом деле произошло 24 февраля на Змеином: пограничники острова о начале полномасштабного вторжения в проекте "Хоробрі серця"

Хоробрі серця

24 февраля на острове Змеиный: полная хронология событий от украинских пограничников, а также детали плена, в проекте "Хоробрі серця".

Поделиться:

Каждую пятницу в 20:30 на телеканале "1+1 Украина" транслируют проект “Хоробрі серця”. Это цикл историй об украинцах - военных и гражданских, которые совершили подвиги, защищая Украину от российской агрессии, и своими поступками изменили ход истории. Знать в лицо живых героев - вот цель этого проекта. Во время программы военные делятся эксклюзивными подробностями сражений и ранее неопубликованными фотографиями и видео, которые сохранились в личных архивах.

В пятницу на телеканале "1+1 Украина" показали четвертый эпизод проекта "Хоробрі серця", который был посвящен спецоперациям украинских военных в акватории Черного моря. Героями нового эпизода станут военные, которые отправляли российские корабли на дно, создавали "хлопок" на Крымском мосту, а также сбивали вражеские истребители с палуб и надувных лодок.

Валентина Хамайко

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Дані з GPS-навігатора крейсера “Москва” були продані українським військовим за 3000 доларів: у “Хоробрих серцях” розкажуть сенсаційні подробиці підбиття флагману Чорноморського флоту ВМС РФ

Одним из крупнейших символов полномасштабного вторжения является остров Змеиный. Маленький клочок земли в Черном море с несколькими десятками личного состава стал одной из первых мишеней захватчиков. Два огромных вражеских корабля появились возле украинского Змеиного с самого утра 24 февраля с единственным требованием: немедленно сложить оружие. В "Хоробрі серця" непосредственные участники тех событий, наши пограничники, рассказали, каким для них было начало большой войны.

"Услышали тревогу. Мы сначала думали, что это учения. И уже ближе к рассвету мы увидели какой-то корабль. Была команда за ним наблюдать. Поняли, что это военный корабль, и он не наш", - рассказывает пограничник Никита Журьян.

Руководитель пограничной заставы на острове Змеином Богдан Гоцкий так вспоминает те события

"Около 8-9 часов утра мы смогли идентифицировать российский военный корабль по его бортовому номеру. Увидели, что надпись 121, и поняли, что это корабль Черноморского флота, крейсер "Москва"".

Рядом с крейсером было патрульное судно "Василий Быков". Сначала враг не обстреливал Змеиный, а попытались наладить связь более "дипломатичным" сообщением:

Если вы откажетесь от участия в братоубийственной войне и выберете правильную сторону, у вас будет возможность достойно устроить вашу гражданскую жизнь, или продолжить службу в вооруженных силах РФ, с перспективой карьерного роста, стабильной зарплатой, решить жилищные проблемы, получить хорошую военную пенсию и жить в единой большой стране.

Россияне рассчитывали на согласие, однако военнослужащие Змеиного имели другие планы:

"Наш план действий был непосредственно согласован с руководством заранее. Нам на помощь должны были прийти корабли, авиация, но из-за того, что крейсер "Москва" имел систему ПВО, наши воздушные силы не смогли подойти", - отмечает Богдан Гоцкий.

Когда стало очевидно, что российские перспективы "жизни в единой большой стране" никого не интересуют, враг прибегнул к угрозам:

В случае сопротивления - будете уничтожены. Шансы выжить равны нулю. Подумайте о своих детях и близких, которым вы нужны, которые вас любят и ждут дома живыми и здоровыми.

Это сообщение было слышно и на материке. Как вспоминает начальница управления службой Наталья, тогда им звонили военные со Змеиного и спрашивали, когда придет помощь. Она говорит: страшно было всем.

В "Хоробрі серця" Наталья признается: она не должна была записывать тот радиоэфир, однако ее настолько поразила наглость россиян, что она в конце концов включила диктофон на телефоне. Именно так до нас дошла уже крылатая фраза "Русский военный корабль, иди..."

"Наш пограничник с острова Змеиный выразил свое мнение и мнение всех на то время - куда он должен пойти, тот русский военный корабль", - комментирует начальница управления службой.

Ведучі

Руководитель пограничной заставы на острове Змеином рассказывает, что служил уже 10 лет, и совсем не сомневался в своих подчиненных. Пограничники понимали, насколько враг коварен, они приняли присягу украинскому народу, поэтому все остались на своих позициях.

Впоследствии россияне открыли огонь по острову и высадили свой десант. Силы далеко неравны: 80 украинских пограничников против 500 оккупантов. Крейсер "Москва" имел большой арсенал, тогда как в распоряжении украинцев только стрелковое оружие, зенитная установка и ПЗРК. К тому же дальность действия наших снарядов была всего 4 км, а судно стояло за 5.

Вечером 24 февраля связь с островом оборвалась:

"Остались только мы и враг", - вспоминает пограничник Никита.

Военнослужащие были захвачены в плен. Далее их переправили в город Севастополь. На следующий день к Змеиному причалил украинский корабль "Сапфир" с двумя капелланами. Их миссия - забрать тела погибших. Один из них, Александр Чопов, в студии "Хоробрі серця" рассказал, как с ними обращались российские военные. По его словам, оккупанты не пустили их на остров - вместо этого ворвались на борт "Сапфира" и начали проводить обыск. Он вспоминает, как его допрашивал один из "зеленых человечков"

"Он меня слушал, а потом достал телефон, и говорит: "За кем вы приехали? За ними?". Он показал видео с нашими ребятами в Севастополе, которые в то время были задержаны в плену. Я увидел там своих знакомых".

Экипаж спасательного корабля приняли за шпионов и забрали в плен. Далее их переправили в город Севастополь. На следующий день к Змеиному причалил украинский корабль "Сапфир" с двумя капелланами. Их миссия - забрать тела погибших. Один из них, Александр Чопов, в студии "Хоробрі серця" рассказал, как с ними обращались российские военные. По его словам, оккупанты не пустили их на остров - вместо этого ворвались на борт "Сапфира" и начали проводить обыск. Он вспоминает, как его допрашивал один из "зеленых человечков"

"Он меня слушал, а потом достал телефон, и говорит: "За кем вы приехали? За ними?". Он показал видео с нашими ребятами в Севастополе, которые в то время были задержаны в плену. Я увидел там своих знакомых".

Экипаж спасательного корабля приняли за шпионов и забрали в плен. Им разрешили позвонить домой. Так Александр сразу передал: пограничники Змеиного живы.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: “Коли мама дізналась про моє поранення, вона померла”: у токшоу “Хоробрі серця” Дмитро Олійник розповів про бій за 134 школу в Харкові

Сейчас немало пограничников удалось вернуть в Украину, однако некоторые до сих пор остаются в российской неволе. Никита Журьян так описывает российский плен:

"Первые дни они вели себя хорошо, потому что думали, как им говорят в пропаганде: "3 дня и Киев возьмем". С каждым днем отношение становилось все хуже и хуже".

Богдан Гоцкий рассказывает, что россияне действительно искали, кто был автором той фразы. Кроме этого, они постоянно включали свои новости и пропаганду. Однако если бы враг не хотел скрыть свои неудачи, даже в плену нашим защитникам удавалось осознавать, что у оккупантов есть немалые поражения на фронте. Богдан вспоминает забавный случай: как-то в российских новостях был коротенький сюжет об изуродовании автомобиля на регистрации рф. На нем кто-то выцарапал фразу о русском военном корабле.

"Поняли, что это было мощной мотивацией для Украины", - делится руководитель пограничной заставы на острове Змеином.

Как украинские спецслужбы планировали возвращение Змеиного, и как в конце концов им это удалось? Что сейчас с важным стратегическим объектом? Какие еще невероятные спецоперации проводили наши защитники в Черном море?

Смотрите новый выпуск "Хоробрі серця", который выходит каждую пятницу в 20:30 на телеканале 1+1 Украина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Герой 2 випуску “Хоробрих сердець” Євгеній Громадський “Гром” про те, як разом із батьком прийняв перший бій за Харків

Герой проєкту “Хоробрі серця” Дмитро Олійник про участь у найбільшому бою за Харків та відсутність підтримки ветеранів з боку держави (ексклюзив)

Герої проєкту “Хоробрі серця” про захист Харкова: чи було місто готове до повномасштабної війни, та яка ситуація зараз (ексклюзив)

Чим був особливий український партизанський рух та чи існує він досі - відповідають герої-військові проєкту “Хоробрі серця” (ексклюзив)

Герой проєкту “Хоробрі серця” Ілля Вергун “Бостон” про свій рекорд зі знищення ворожих танків, ситуацію на фронті та рудого кота-побратима (ексклюзив)

Новости по теме