"русские спортсмены находятся в других условиях. Над их головами ракеты не летают”, — Ярослав Гуриненко, член президиума Национальной федерации фехтования Украины
В интервью для сайта телеканала 1+1 Ярослав Гуриненко рассказал об оттоке спортсменов за границу и их борьбе на передовой.
Санкции по отношению к россии важны и в спортивном секторе, ведь каждый спортсмен после победы на турнире поднимается на пьедестал под сопровождение государственного гимна. А после соревнований международного значения к этому спортсмену (и соответственно его стране) приковано внимание всего мира.
По информации Министерства молодежи и спорта Украины, в настоящее время у большинства видов спорта россияне уже отстранены от международных соревнований. Однако очень важно, чтобы до конца войны их вообще не было на турнирах. Именно поэтому группа 1+1 media продолжает реализацию общественно важного проекта "Спортивный фронт", привлекая к инициативе представителей украинского спорта.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Спортивный фронт»: бронзовый призер Олимпийских игр Станислав Горуна призывает к бойкоту россиян и белорусов
Новым героем серии спецматериалов стал Ярослав Гуриненко, член президиума Национальной федерации фехтования Украины. В интервью для сайта телеканала 1+1 Ярослав рассказал о тревожном вечере 23 февраля, трусости спортсменов-россиян в вопросе освещения полномасштабной войны в Украине, отток спортсменов за границу и их борьбе на передовой.
Каким вечер 23 февраля был у вас и каким выдалось то самое ужасное утро, когда весь мир узнал о начале войны?
Мой сосед – военный. Еще за неделю до начала полномасштабной войны он предупреждал, что вторжение неизбежно. Однако, как и все украинцы, я до последнего не верил, что это может произойти. Приходил на работу и говорил коллегам, что есть такая информация. На что они мне тоже отвечали, что это очередной "вброс" и такое невозможно.
23 февраля мы с семьей вернулись домой. Жена моего соседа-военного позвала к себе в квартиру мою жену, сказав такое: "Собирайте вещи, уезжайте, завтра что-нибудь начнется". В 5 часов утра на следующий день я проснулся в тревоге, открыл свой ноутбук, начал просматривать новостной сайт и увидел во весь экран путина с объявлением о начале так называемой "спецоперации".
Сначала был шок, а через 5 минут – первый взрыв
Подумал, что зверство пускать фейерверки почти во время военного положения. Однако спустя еще 5 минут услышал уже второй взрыв. Семья подскочила и мы начали решать, что делать.
Моя жена работает в международной компании, и у них был план — если начинается война, то их, работников, вывозят во Львов. Мы утром собрали вещи и отправились в центр города. Проезжая по Северному мосту, видели большое количество машин и панику в глазах каждого. Мы приехали в офис, где работает моя жена, и уже там я решил, что останусь в Киеве. А коллега моей жены забрал ее вместе с дочерью во Львов. Потом моя семья переехала в Венгрию.
Все остановилось…
Клуб европейского фехтования закрылся. Работа остановилась не только в нашем клубе, но и в ДЮСШ и других спортивных заведениях. Подобное произошло не только в спорте, но и в разных сферах нашей жизни. Все остановились и ждали, что будет дальше.
Какова была реакция вашего спортивного коммьюнити на происходящие в Украине события? Находились ли среди представителей вашего вида спорта россияне и белорусы, выражавшие слова сопереживания из-за начала полномасштабной войны?
Возможно, кому-то из наших известных спортсменов кто-то говорил. Однако мои знакомые тренеры по россии и Беларуси молчали и продолжают это делать. Никто ничего не писал. Я обращался к ним со словами: «Почему вы молчите? Как так?».
Один из известных российских тренеров по рапире, имеющий военное звание, отметил, что он не может ничего говорить, однако имеет свою точку зрения по поводу войны, которую развязала россия. Еще один знакомый спортсмен, с которым мы раньше фехтовали, в начале полномасштабного вторжения тоже озвучивал схожие нарративы. Он вроде бы также имеет свою позицию, но не может ее озвучить. На что я ему ответил, чтобы он шел вслед за кораблем, ведь жду от него конкретных шагов, четких слов: "Нет войне". Только два слова и все. А какое-то непонятное никому мнение, которое человек не хочет говорить, — нонсенс.
Почему российские и белорусские спортсмены умалчивают о войне в Украине?
Есть те, кто действительно поддерживает полномасштабную войну, которую россия развязала при поддержке Беларуси. Есть тренеры, которые даже говорили: "Мы должны захватить Украину". Есть те, которые боятся что-либо говорить, ведь военнообязанные. Есть люди, полностью атрофированные и говорящие, что политикой не интересуются.
Европейцам сложно представить, как в современном мире к тебе могут прийти в дом с оружием, отняв право на жизнь. Это пугает.
2 марта Международная федерация фехтования отстранила россиян и белорусов от участия в соревнованиях. Какие в целом настроения наблюдались в федерации после начала полномасштабного вторжения россии в Украину, ведь президентом федерации до марта был российский бизнесмен Алишер Усманов, а Станислав Поздняков — президентом Европейской конфедерации фехтования?
То, что я увидел, мир осудил Алишера Усманова и Станислава Позднякова. Словом, всех русских людей, имевших отношение к фехтованию. Европейцы в своих публикациях отмечали, что россия — агрессор и соответственно причастные к ней люди не имеют никакого права руководить федерациями, конфедерациями, ассоциациями и т.д.
Это же россия, для нее это вполне реально
Продолжают ли российские и белорусские спортсмены выбиваться в спорт международного уровня? Если так, как и где это проявляется?
Пока это не официальная информация, но россияне действительно пытаются выбиваться в дальнейшем в спорт международного уровня. Они делают это очень осторожно, понимая, что весь мир стал против них. Думаю, даже будут использовать формат подкупа.
В конце ноября состоится конгресс, в ходе которого я уверен, что они будут пытаться склонить международное сообщество на свою сторону и "выбивать" право выступления в нейтральном статусе. Такие слухи есть.
Недавно проходил президиум украинской федерации фехтования, на котором мы обсуждали этот вопрос. Будем прилагать максимальные усилия, чтобы допуск россиян в любом статусе стал невозможен, — будем делать соответствующие публикации, видео (как с украинскими, так и международными спортсменами).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Жизнь людей ценнее моих титулов", – Георгий Зантарая, первый чемпион мира по дзюдо в истории Украины (интервью)
русские спортсмены находятся в других условиях. Над их головами ракеты не летают
Почему, наконец, спорт не может оставаться вне политики?
Как-то мой товарищ-саблист сказал: «Это исторически так случилось, что когда были великие государства, они понимали: если они пойдут в бой, то погибнет много военных и гражданских людей. А зачем, чтобы погибали люди? Давайте проводить соревнования! Это будет как война, но без оружия…». Именно так проводились Олимпийские игры в Афинах, где все могли понять, кто сильнейший.
Исторически так складывается, что спорт имеет прямую связь с политикой. После победы спортсмена поднимается флаг, играющий национальный гимн. В сети доступно видео, на котором лидер сборной россии по фехтованию рассказывает, что, несмотря на санкции, они и дальше будут выступать на соревнованиях и получать желаемые награды. Однако санкции – это штраф за что-то. Они не просто так накладываются.
Значит, россия делает что-то не так и их спортсмены это поддерживают. Высказывания спортсменов-пропагандистов звучат очень агрессивно, не по-спортивному. Они тоже со своей стороны зомбируют людей.
Не соглашаюсь, когда говорят, что спортсмены не виноваты. Особенно невыносимо слышно, когда россияне говорят, что не интересуются политикой. Их позиция нейтралитета и умолчания убивают.
Расскажите о деятельности клуба европейского фехтования. Как он сейчас работает и в какой момент вы возобновили свою работу?
Клуб заработал буквально недавно, ориентировочно, месяц назад. Залы клуба европейского фехтования находятся в помещениях общеобразовательных школ. Итак, конечно, что после начала полномасштабного вторжения школы закрылись и прекратили свою работу.
Сейчас все постепенно восстанавливается. Однако есть проблема в том, что многие выехали за границу — и спортсмены, и тренеры. Несмотря на то, что все постепенно возвращаются домой, детей все равно мало. К тому же находятся семьи, вообще не планирующие возвращаться. Поэтому на секции может быть всего 5-10 человек.
Также многие спортсмены сейчас на передовой, среди них Евгений Шульмейстер, Сергей Самойлов, Анастасия Ивченко, Александр Шапоров. С Евгением недавно произошел досадный случай. В блиндаж, в котором он находился, прилетел снаряд. Практически все его собратья погибли, а он сейчас проходит реабилитацию. Он очень хороший шпажист – победитель и призер всеукраинских соревнований.
Игорь Давидян, мастер спорта по фехтованию, в первые дни войны принял решение оказаться в защите страны, однако он не сразу пополнил ряды военных. Ему постоянно отказывали, ведь было большое количество желающих защищать страну. В конце концов ему удалось присоединиться к рядам ВСУ, сейчас он проходит обучение. Кстати, его папа Гарник Давидян в свое время тренировал Ольгу Харлан.
Фото: Ігор Давидян
Рашисты разрушили фехтовальный манеж в Харькове. Какие были ваши эмоции, когда услышали эту новость? Какие воспоминания у вас остались об этом спортивном объекте? В частности, соревнования какого уровня там проходили?
Моя жизнь тесно связана с этим фехтовальным манежем. Там я выиграл Чемпионат Украины среди взрослых и в целом очень много фехтовал. В этот зал была заложена душа.
Фото @nikolay.synelnykov
Это профессиональный, современный, обширный комплекс, в котором был также размещен фитнес-клуб. Приезжать туда было одним сплошным удовольствием. Туда также приезжали спортсмены со всего мира (русские и белорусские в том числе).
Фото @nikolay.synelnykov
Обязательно выгоним этих москалей с нашей земли
Что вы сделаете сразу после Победы?
Дам волю своим эмоциям – пущу слезу. Происходящее — огромный исторический урок. Так что Победа будет величайшим праздником для меня, буду гордиться нашими защитниками и в очередной раз убедиться: мы единственный народ, который сумел победить такого монстра.
Я очень люблю нашу страну. Когда-то работал в Испании и знаете что? После возвращения в Украину, на родную землю, я уже никуда не хотел уезжать. За границей мне было психологически тяжело. А здесь дома мои родители, друзья и невероятные украинские люди.