Как помочь детям всех возрастов адаптироваться к новым условиям жизни во время войны (советы психолога Светланы Ройз)

Сніданок з 1+1
06:30
Будние
Как помочь детям всех возрастов адаптироваться к новым условиям и коллективам (советует психолог)
Pexels/Kat Smith

Какие эмоции могут возникать у детей в этот сложный период и что делать и чего не следует делать родителям?

Поделиться:

Из-за полномасштабной войны в Украине, которую начала россия, более 10 миллионов украинцев вынуждены были покинуть свои дома. Из них более 7 миллионов – остались в Украине, а более 4,5 миллионов – выехали за границу. Половина из них – дети. Об этом свидетельствует статистика ООН.

Психологи подчеркивают, что оказавшиеся в других странах дети, без друзей, без достаточного пространства и вынужденные строить новые отношения в совершенно чужих коллективах, переживают сейчас определенный эмоциональный кризис. Как помочь детям всех возрастов адаптироваться к новым условиям и коллективам? Какие эмоции могут возникать у детей в этот сложный период? Но что делать и чего не следует делать родителям? Рассказывает детский психолог Светлана Ройз в "Сніданку з 1+1".

"После того, как ребенок уже находится в безопасности, он может отреагировать все накопившееся напряжение и он это может делать только с теми, кого считает надежными, наиболее близкими. Это сложно, это требует от родителей дополнительного ресурса, но это признак близости, это признак доверия. Если нам сложно с ребенком, стоит помнить, что это не ребенок сложный и не мы сложные, а ему сейчас очень сложно и он нам очень доверяет".

Что может проявляться:

1. Регресс или несвойственные возрасты проявления: ребенок на время возвращается в возраст, где ему было безопасно, или наоборот проявляет черты более взрослого возраста.

2. Вспышки злости либо раздражительность – это реакция на нарушение границ, на утрату, на чувство несправедливости, на беспомощность. Злиться можно, но нельзя причинять боль и вред себе и другим.

3. Страх тьмы или громких звуков. Здесь на помощь придут специальные ритуалы (например, брызгалка "спреем от монстров", молитвы)

4. Страх отпускать взрослых

5. Ребенок может бояться смерти

6. Ребенок может отталкивать, или наоборот все время быть рядом

Есть множество игр, которые могут помочь детям терапевтически. Повторяйте постоянно детям: "Я с тобой".

психолог

Светлана Ройз отмечает, что дети входят в фазу обесценивания и могут винить себя в произошедшем:

"Знаний о мире им не хватает и нам нужно им говорить, что в том, что произошло, точно нет их вины, и вашей вины, есть вина врага".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как помочь ребенку справиться со стрессом во время войны: советы от детского психолога Светланы Ройз

"К сожалению, подростки самые уязвимые сейчас. Все, что я говорила о детях и их поведении, оно будет работать и с подростками. Самое тяжелое – это их отстраненность и избегание. Это все проявления стресса. Важно говорить о своих чувствах и подчеркивать, что во всем, что произошло, нет его/ее вины Подростки не позволяют проявлять себе эмоции так, как позволяет ребенок, им очень нужен кто-то, кто скажет, что все, что он чувствует – нормально, им очень важно быть полезным и на что-то влиять. ярко проявляется страх "ненормальности", "исключительности чувств". Подростки часто прибегают к самоповреждающему поведению, когда ребенок наносит себе шрамы, поскольку физическую боль перенести легче. В таком случае очень нужен психолог. Если вы видите изменения в пищевом поведении, отказ от еды, нарушение сна – это тоже повод обращаться к врачу!», – рассказывает психолог.

психолог

"Сейчас и у подростков, и у взрослых наблюдаются изменения в когнитивной сфере: нам очень сложно сосредоточиться. Нам очень сложно запомнить большие объемы информации. Если мы чувствуем опасность, эта сфера подавлена. Чтобы восстановиться, нам нужно немного покоя и немного времени», – отмечает Светлана Ройз.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как говорить с подростками о войне (советы психолога в "Сніданок. Онлайн")

психолог

Психологиня рассказала, как поддержать ребенка или подростка, который испытывает буллинг уже в зарубежной школе:

"Если в мирное время я бы посоветовала укреплять ребенка и работать с администрацией школы и психологом, то сейчас у нас на это нет сил и нет времени и сейчас лучше искать безопасную среду. Я бы искала другую школу, более безопасную и разговаривала с директоратом школы ".

За последнюю неделю очень много случаев фейковых звонков у детей, находящихся за кграницей с информацией о том, что кто-то из родителей погиб в Украине:

"Эти звонки поступают на вайбер, поэтому детям должен быть установлен родительский контроль. С подростками стоит просто договориться не принимать звонки с незнакомых номеров. С детьми нужно договориться, кто, кроме родителей, может сообщать им важную информацию и проговорить алгоритм действий в случае возникновение стрессовой ситуации. Нужно сделать физическое упражнение, чтобы отстраниться от ситуации. Ребенок должен обращаться за помощью к родителям, особенно это касается подростков сейчас, об этом важно договориться".

психолог

Также Светлана Ройз рассказала, как реагировать родителям на игры детей в войну:

"Ребенок будет воспроизводить тот опыт, с которым он сталкивается. Если он видит блокпост, то и воспроизводит действия на блокпосту. Ребенку важно на что-то влиять, поэтому они будут все делать, как взрослые. Дети будут играть в войну, особенно дети, которые растут во время войны. Во все времена дети играли в войну и мы не можем забирать у ребенка ощущение архетипа воина, но мы должны заботиться, чтобы они были в безопасности во время этих игр.

Когда ребенок закапывает кого-то в могилки... Знаете, сейчас нормально ощущать ярость по отношению к врагу. Это нужно и детям, и взрослым. А дети будут реагировать так же, как и мы. Но нам нужно будет думать об этом в будущем. Дегуманизируя врага, мы дегуманизируем какую-то часть себя. Однако мы подумаем об этом чуть позже. Когда мы видим, что ребенок направляет свою ярость на врага, нам важно сказать, что вы тоже очень яростные, но вас пугает, когда желают смерти. Это нормально в игровой форме закапывать врага или, вспоминая Гарри Поттера, представлять врага смешным. Аналогично взрослые создают обесценивающие мемы. Однако эту ярость мы должны превращать в любовь: к ВСУ, друг к другу, к стране. И именно с этой любовью мы поем "Ой у лузі червона калина", гимн Украины, рисуем открытки для воинов и поддерживаем друг друга. За нашу любовь и ярость отвечает окситоцин. Столько, сколько у меня любви, столько и будет ярости, чтобы защитить себя".

Как помочь детям и подросткам адаптироваться к новой жизни, смотрите советы Светланы Ройз:

Новости по теме