«Блокада Мариуполя – это гораздо хуже, чем блокада Ленинграда», – в «Дневниках войны» история 86-летней Эльвиры Борц, которая пережила Вторую мировую войну
В "Дневниках войны" история Эльвиры Борц, которая пережила Холокост и Вторую мировую войну и едва выбралася из блокадного Мариуполя в 2022 году.
86-летняя Эльвира Борц из Мариуполя до сих пор не верит, что война снова постигла ее в жизни. С отчаянием она говорит:
"Бывает же так: что детство, что глубокая старость. Снова приходится это переживать".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рожденная под обстрелами: Анна Тимченко рассказала о домашних родах в оккупированной Буче («Дневники войны»)
Отец Эльвиры был еврей, мать украинка. Во время Второй мировой войны в Мариуполе, который захватили немцы, это было как приговор. 38 членов семьи Борц расстреляли фашисты, а маленькая Эльвира пряталась у добрых, неравнодушных людей. Об убитых родных Эльвира вспоминает:
"Даже намека на то, где их убили и закопали, нет".
Так в подвалах Мариуполя Эльвира и дождалась конца войны с немецкими фашистами, после этого уехала из города, выучилась на геоинженера и вернулась в 70-е годах ХХ века. Мариуполь отстроили, он стал большим, красивым, современным городом, процветавшим вплоть до российского вторжения в феврале 2022 года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "У нас было две попытки, одна была неудачной", — история эвакуации Ольги из Мариуполя на разбитой машине (Дневники войны)
День эвакуации из блокадного города стал для Эльвиры Борц вторым днем рождения. Женщина вспоминает:
"Это было 14 апреля, нас в машине было 5 и собака. Мы ехали и не понимали, что осталось от родного и близкого сердцу Мариуполя? Одни руины".
Вместе с Эльвирой спасся и ее 94-летний муж, переживший 870 дней блокады в Ленинграде во время Второй мировой войны.
Эльвира повторяет слова своего мужа:
«Блокада Мариуполя – это гораздо хуже, чем блокада Ленинграда».
Сейчас Эльвира Борц в Киеве. Именно в столице, уже в безопасности, она узнала о смерти своей подруги детства Ванды Объедковой, которая пережила Холокост, но не смогла пережить российскую блокаду. Вместе они скрывались от немецких фашистов, но пережить русскую оккупацию Ванда не смогла.
Эльвира Борц до сих пор не может поверить, что на нас коварно напала соседняя россия. Она говорит:
"Возьмите карту, где Мариуполь? В Украине! Там ему и быть!"
Смотрите историю 86-летней Эльвиры Борц из Мариуполя, которая пережила Вторую мировую войну и Холокост и едва смогла эвакуироваться во время российской агрессии: