Упаковки стали меньше, а цены — нет: что такое шринкфляция и почему производители уменьшают вес товаров, но оставляют ту же стоимость

Сніданок з 1+1
06:30
Будні
Шринкфляция: что это такое и почему производители уменьшают вес товаров, но оставляют ту же стоимость
Freepik
Поделиться:

В последнее время покупатели в супермаркетах начали замечать, что упаковки многих продуктов стали меньше, но их цена осталась неизменной. Так что же это? Очередной обман покупателей или правомерные уловки компаний - подробнее в материале.

Трудно не заметить уменьшение веса и объема некоторых товаров на полках супермаркетов. Например, на упаковке масла вместо привычных 200 граммов теперь можно увидеть цифру 180, а то и меньше. Похожая ситуация и с напитками: молоко, соки, газированные напитки — 950 мл вместо 1 литра. Да и не на всех крупах можно найти отметку 1 кг, обычно производители указывают 800 граммов.

Казалось бы, что тут такого, но есть нюанс — цена таких продуктов остается такой же, как и была. Почему компании прибегают к такому обману своих покупателей? Сніданок з 1+1 расспросил, что об этом думают эксперты отрасли — экономист и маркетолог.

Что такое шринкфляция

Шринкфляция — это явление, когда производитель или компания уменьшает вес товара, но оставляет его цену неизменной. Благодаря таким незаметным хитростям компании уменьшают затраты на производство, но сохраняют тот же доход. 

Однако экономисты и маркетологи уверены, что такая стратегия торговли не поможет в долгосрочной перспективе. Аналитик Киевской школы экономики Валентин Литвинов объясняет, что иногда это не прихоть производителей, а вынужденный шаг для украинских производителей:

«С точки зрения экономической теории — это имеет смысл, поскольку производитель получает тот же, так называемый, предельный доход при том, что его затраты на производство упаковки и средние затраты уменьшаются. В Украине это может быть связано с тем, что производители пытаются, по сути, «продавать воздух», чтобы иметь какую-то прибыль, сохранить производство, те же самые рабочие места и присутствие на рынке».

А вот маркетолог Дарья Мусаева отмечает, что покупатели не любят чувствовать себя обманутыми. Поэтому вместо сомнительных маркетинговых уловок лучше открыто говорить о повышении цен.

«Потребители очень не любят, когда их пытаются обмануть. И рано или поздно кто-то точно обратит на это внимание. Опыт показывает, что люди лучше воспринимают открытое повышение цены, чем такие хитрости с уменьшением порции или размера продукта», — отмечает маркетолог.

Как с этим бороться

В некоторых странах Европы уже придумали, как бороться со шринкфляцией. Например, во Франции супермаркеты маркируют товары, производители которых уменьшили объем продукта, но не изменили цену. Также в ЕС на законодательном уровне торговые сети обязаны указывать цену не только за единицу продукта, но и за определенную величину, например, за 100 г.

В конце 2024 года в Верховной Раде Украины также появился законопроект, по которому производителей продуктов хотят обязать указывать цену за 100 г продукта. Это позволит покупателям обращать внимание на уменьшение объема товаров и соотносить вес к цене. Сейчас этот законопроект прорабатывается в комитете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Плохое самочувствие из-за смены погоды: ревматолог объяснила, действительно ли метеочувствительность влияет на здоровье людей

Новости по теме
Все новости