«Украине, индустрии и культуре сейчас точно нужны люди, которые будут создавать что-то внутри страны», – Артур Логай, украинский актер театра и кино
Артур Логай в проєкті "Плюсуй українську": о переходе на украинский язык и короткометражный фильм "Сонечко".
В специальном интервью новый участник общественно важной инициативы «Плюсуй украинский», актер театра и кино Артур Логай, рассказал, каким был его переход на украинский язык, как снимали короткометражный фильм «Солнышко», показ которого состоится на нынешнем фестивале зрительского кино «Миколайчук OPEN», и почему решил присоединиться к «Чилдрен Кинофест».
Напомним, 7 февраля 2023 года 1+1 media вместе с партнерами запустили проект «Плюсуй украинский», направленный на популяризацию украинского языка и культуры, искоренение российского контента из медиаполя и формирование привычки общаться как дома, так и в других сферах жизни на украинском. Проект реализуется 1+1 media в партнерстве со Всеукраинским Движением «Единые».
«24 февраля 2022 года все стало сразу понятным».
Вы родом из Мелитополя Запорожской области, с детства общались на русском. Расскажите, что в конце концов побудило вас перейти на украинский? Как происходил этот переход?
В детстве, подростковом возрасте, юношестве мое общение в основном было на русском языке. Помню, что в школе минимум 2-3 раза в неделю были уроки по русскому языку. Так же русская литература изучалась. По сравнению с этим - уроки украинского языка и литературы были, кажется, один раз в неделю...
Пожалуй, будет звучать странно и даже неполноценно, однако, не буду от этого открещиваться - до 2022 года я общался на русском, но делал для себя дни украинского языка в быту. Было желание вроде бы перейти, но все вокруг было на русском, почти 9 из 10 людей, общались на нем - и я тоже был в их числе. Это не оправдание, просто констатация факта. Поэтому устраивал себе дни общения на украинском. Но сейчас, глядя назад, понимаю, что это неправильное решение - если я и хотел какие-то дни внедрить себе в быт, то лучше бы это были дни английского языка, а украинский был бы на бытовом уровне всегда.
24 февраля 2022 года все стало сразу понятным. Даже никакого вопроса не стояло - продолжать ли общаться на русском языке или перейти на украинский. Как-то так все и произошло. Понимаю, что такой поздний переход на украинский - огромная моя ошибка. Пожалуй, даже есть какая-то моя вина во всем, что сейчас происходит...
С чего, по вашему мнению, стоит начинать тем, кто стремится перейти с русского языка на украинский? Что можете посоветовать?
Переходите и не бойтесь быть смешными. Я и сейчас могу иногда путать определенные слова, использовать суржик. Недавно так было, что забыл слово на украинском, на русском не хотел его говорить, поэтому искал соответствие и нашел только на английском. Это звучало очень странно, я выглядел смешно, но мне было все равно, главное - не использовал русский.
Поэтому первый совет - не бояться, что будет кто-то осуждать, смеяться. Те, кто хотят вас поддержать в этом - поддержат. Вообще в чем угодно. А те, кто хочет над вами посмеяться, найдут и другую причину, чтобы это сделать. Чтобы было легче при переходе - смотрите контент на украинском, слушайте нашу музыку, читайте наши книги. Оно все сразу складывается в пазл и переход становится почти незаметным.
«Культура должна развиваться, потому что это часть нашей идентификации, это наш код».
Как происходит возрождение украинского кинематографа после паузы в 2022 году? По вашему мнению, стоит ли создавать фильмы во время войны и какие ленты сейчас нужны обществу?
Это очень сложный вопрос. Даже не знаю, можно ли сказать, что у нас сейчас возрождение кинематографа. Нам бы хотя бы зарождение пройти... Имею в виду кино как глобальное искусство, которое может вдохновлять, учить, давать ответы на какие-то вопросы. Сложно ответить, в каком состоянии сейчас наша киноиндустрия. По моим ощущениям - в плохом. Но есть люди, которые безусловно стараются, стремятся, пытаются что-то создавать. Конечно, многие вещи упираются в бюджет. У нас рядовые граждане, видимо, не понимают, какой бюджет нужен на то, чтобы снять хорошее кино. Из-за этого - скандалы, относительно того, давать ли деньги на культуру. Здесь возникает вопрос, на какую именно культуру - о чем мы говорим, что это за проекты, какие бюджеты, и доходят ли эти бюджеты до производства фильмов, а не до покупки каким-то нечестным человеком новой машины или открытия какого-то бизнеса...
По моему мнению, культура должна развиваться, потому что это часть нашей идентификации, это наш код. Через культуру, в частности фильмы, можно воспитывать поколение. Через кино можно вдохновлять, говорить. Имею в виду художников, которым что-то болит в этом мире, и они в своих лентах хотят этим делиться, стремятся показывать людям пути решения определенных проблем. У нас невероятно огромный, просто неохопний, пласт истории, о котором не снято фильмов. Что надо создавать сейчас - просто брать истории, которые человечество, украинцы в частности, уже пережили. Через эти истории можно транслировать нынешнее время, но не говорить откровенно о войне. Людям и так все будет понятно, они смогут провести параллели, сделать выводы. Много чего можно снимать. Главное - если бы это было честно и, как говорят, на добро - то есть с как-то целью, идеей. Не снимать, если бы снять и заработать денег - это, по моему мнению, ужасно. Надо делать это правильно, уметь доносить.
В этом году на фестивале зрительского кино "Миколайчук OPEN", которое пройдет с 15 по 23 июня в городе Черновцы, состоится показ короткометражного фильма "Солнышко" (The Sunny), где вы стали співпродюсером и сыграли главную роль. Поделитесь, как возникла идея создания фильма? Как его снимали и что эта лента значит для вас?
Фильм мы сняли с моим другом, автором сценария, режиссером и продюсером - Сергеем Кулибишевим. У Сергея в детстве, как он говорил, была такая игрушка - думать, которым бы он был, если бы его родители не были его родителями, если бы у него были другие. Это не говорит о том, что он их не любил, или с ними что-то было не так - нет, все у него было нормально. Он просто представлял собе разные жизни. С возрастом это отошло на другой план. Но на основе этого у него возникла идея фильма.
Есть тезис "Родителей не избирают". Где-то она прозвучала в разговоре и Сергей подумал: "А что, если бы избирали"?. Он поделился этим мнением, мы начали обсуждать. Потом он пришел с первым драфтом сценария. Мы встретились в кофейне, я почитал, мне понравилось. Это в то же время странная и интересная тема: "Что, если бы я мог избрать собе отца? Сделал ли бы это? Кого избрал бы"?. В ходе написания сценария я, как отец, давал ему советы - "так ребенок не будет делать", "так не говорят". Все диалоги мы пытались делать живыми и человеческими. Когда мы писали текст, Сергей начал сомневаться, что делать дальше. Я сказал: "Давай снимать, что-то придумаем. На меня ты можешь покластись".