8 марта: о чем на самом деле этот день (Аким Галимов в проекте "Реальна історія")

Реальна історія
Праздновать 8 марта и о чем действительно этот день (Аким Галимов в проекте "Реальна історія") — 1+1

О чем праздник 8 марта и как украинки боролись за права женщин — в проекте Акима Галимова "Реальна історія".

Поделиться:

Поздравления с 8 марта – открытки, конфеты, цветы – все это должно остаться в советском прошлом. Кму женщины обязаны правом голосовать, получать образование и разводиться, какую роль в этом сыграли украинские феминистки? Ответами на эти вопросы делится Аким Галимов в выпуске "Реальної історії".

"Мне кажется, что мы немного забыли о подлинном смысле этого праздника – борьбу феминисток за права для всех женщин".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В Украине мы хорошо знаем, что такое российская историческая пропаганда", — продюсер исторических документальных фильмов об Украине Аким Галимов в новом интервью

​​​Суфражистки и история зарождения феминизма

Конец 19-го – начало 20 века. Сегодня трудно в это поверить, но тогда женщины не имели права учиться в университетах, голосовать, разводиться или опекать своих детей. За одинаковую тяжелую физическую работу на предприятиях им платят в половину меньше, чем мужчинам, а в светских салонах спорят, есть ли женщина вообще сознательной личностью, равноценной мужчине. Можно ли женщине давать такое же образование, потому что это вредит репродуктивной системе, и это не шутка, такого мнения были тогдашние врачи.

Первая девушка смогла поступить в университет только потому, что мужчины восприняли это за шутку. В 1847 году американка Элизабет Блэквелл подала документы в Женевский медицинский колледж США. Декан отказался что-либо решать и предложил проголосовать студентам. Даже один голос против означал бы отказ. Студенты же решили, что декан шутит и дружно проголосовали "за". Первой страной мира, официально позволившей женщинам поступать в свои вузы, стала Швейцария. Это было в 1865 году, но все же все последующие 70 лет девочки с высшим образованием были странным явлением. За равный доступ к знаниям, как и за все остальные права, женщинам пришлось еще изрядно побороться.

В конце 19 века в Британии зарождается первое женское движение за права — суфражистки. От французского «суфраж» — избирательное право. Затем движение распространяется в Соединенные Штаты. Эти дамы, как правило, из богатых семей, устраивают демонстрации, митинги и то, что мы сейчас назвали бы «флешмобами», чтобы убедить глав государств и правительств позволить женщинам голосовать. Британские суфражистки время от времени оказывались в тюремных камерах. Они сражались с полицейскими, поджигали авто или здания, врывались на заседание парламента или даже деловые встречи, постоянно били витрины магазинов и дорогих ресторанов и бросали камни в окна особняков министров. Впрочем, британские суфражистки не только хулиганили. На самом деле, эти женщины проводили большую просветительскую работу. Ораторскому умению некоторых суфражисток могли позавидовать самые известные мировые политики. Эмилин Панкерс проводила публичные лекции в разных уголках Англии. На один из митингов в Лондонском Гайд-парке послушать эту выдающуюся ораторку сошлось около полумиллиона человек. Позже журнал Time признал Панкерс одной из ста самых выдающихся личностей 20 века.

ЧИТАЙТЕ ТАКОЖ: Проект "Реальна історія" на 1+1: в 1920-х годах россия украла и продала за границу казацких реликвий на 20 миллиардов долларов

Менее радикальным было движение суфражисток в США. В 1872 году во время президентских выборов Сьюзен Энтони пришла на избирательный участок и с уверенным видом взяла бюллетень. Ее арестовали. После выхода из тюрьмы Сьюзен ездит по стране с лекциями, создает общественные организации, издает газету «Революция». Именно Сьюзен американки обязаны доступ к высшему образованию. При жизни Энтони количество женщин студенток высших учебных заведений США возросло с нуля до 36 тысяч, а в 1878 году она сделала вообще беспрецедентную вещь – написала и подала в Конгресс поправку, дававшую женщинам право голоса. Позже она станет известна как «Поправка Сьюзен Энтони, или 19-я поправка к Конституции США». Правда, приняли его уже после смерти автора. Энтони скончалась в 1896 году, ей было 86 лет. Получение американками избирательного права связывают с именем другой дамы – Элис Пол. За день до инаугурации в Вашингтоне Вудро Вильсона 3 марта 1913 года 8 тысяч суфражисток устроили костюмированный парад, на котором требовали принятия поправки. Элис с коллегами сформировали в 1916 году женскую партию и тогда уже пошли по пути британок. Массовые митинги, пикеты у Белого дома и голодовка, огласка в печати. В январе 1918 года президент Вильсон объявил, что женские избирательные права – это необходимая мера. А еще через два года, наконец, была принята 19-я поправка в Конституцию США. Несколькими годами позже, в 1928-м избирательное право получили и британские женщины.

Что происходило в Украине: история становления феминизма

В конце XIX – начале XX века украинцы не имели своего государства. Часть жила в российской империи, часть – на западноукраинских землях, входивших в состав Австро-Венгрии. Именно это и определило основное направление феминистических движений на долгие годы. Наряду с борьбой за права женщин украинки хотели бороться и за права нации. Интересно, что первые украинские женские организации возникли одновременно в Киеве и Станиславе, нынешнем Ивано-Франковске.

В 1884 году в Киеве женский кружок организовала курсистка высших женских курсов Елена Доброграева. Среднее образование девушка получила в Институте благородных девиц, а затем поступила на высшие женские курсы, которые за 6 лет до этого открылись в Киеве. Женское заведение существовало на общественные пожертвования. Там было два факультета: физико-математический и историко-филологический. Лекции читали такие же, как для студентов Киевского университета. Елена умерла от чахотки в 25 лет, но сотни ее девушек разъехались по селам Украины учительствовать и проводить просветительскую деятельность среди женщин.

Основательницу женского движения в Станиславе – Елену Кобринскую – современные историки называют первой украинской феминисткой. Наталья получила хорошее домашнее образование. Ее муж, Теофил Кобринский, поддерживал ее в интеллектуальном развитии. Муж внезапно умер, и в возрасте 27 лет Наталья овдовела. Она уехала с отцом в Вену, где присоединилась к Обществу украинских студентов «Сич». Здесь Наталья познакомилась со многими известными людьми, в частности, с литераторами. Наталья пишет свои первые работы, создает организацию «Общество русских женщин», цель которой – высшее образование и гражданские права для всех галичанок. 8 декабря 1884 года, когда прошло первое общее собрание Общества, можно считать днем рождения украинского феминизма. Еще через 3 года, в июне 1887 года Наталья буквально ставит на уши весь писательский мир: вместе с Еленой Пчёлкой за свой счет выдает женский альманах «Первый венок». 464 страницы, заполненные произведениями женщин писательниц со всех украинских земель. Мужчины критиковали альманах, потому что считали, что там больше политики, чем литературы. Сегодня Первый венок считается первым в мире сборником женского творчества, чтобы был издан самими женщинами. Именно на страницах этого альманаха прозвучало слишком смелое для того времени мнение о необходимости женских гимназий и университетов. Далее Кобринская организовала сбор подписей под петицией в австрийское правительство с требованием допустить женщин к высшему образованию. Также она пыталась реализовать проект-детские сады, который должен облегчить жизнь для украинских женщин. Однако несколько общин смогли организовать их за свой счет. В преддверии Первой мировой войны почти все девушки из интеллигентных украинских семей имели среднее образование, но университеты на тот момент окончили только 50 украинок. Война остановила женские движения по всей Европе и прогрессивные женщины делали то, что на тот момент было самыми необходимыми – просто помогали своим странам. Наталья Кобринская предоставляла в своем доме убежище сечевым стрелкам и производила перевязочные материалы для фронта. В 1920 году женщина заразилась тифом и умерла.

В 1917 году зародился Союз украинок. Он стал самой многочисленной женской организацией в межвоенной Европе в 30-х годах. Союз украинок насчитывал 60 тысяч участниц, большинство из них впоследствии ушли в подполье и участвовали в повстанческом движении. Одна из самых известных женщин, возглавлявших Союз украинок – Милена Рудницкая. Начальное образование Милена получила дома, затем учились во Львовской гимназии, а затем на философском факультете Львовского университета. В Вене защитила диссертацию «Математические основы эстетики Ренессанса» и получила степень доктора философии. Эта женщина была блестящей ораторшей и публицисткой. Главные ее темы: женские проблемы и национальный вопрос.

В 1933 году Милена сделала то, на что не решился никто из политических или государственных деятелей – вынесла тему сталинского Голодомора 1932-33 годов на международную арену. Именно благодаря ей 29 сентября 1933 в Женеве прошло заседание Лиги наций, в котором приняли участие 14 стран. Это был трудный путь, ведь официально инициировать рассмотрение не могла ни одна украинская организация. Когда Лигу Наций возглавил представитель Норвегии Иоганн Людвиг, Рудницкой удалось договориться о встрече с ним. Секретариат Лиги Наций, формировавший повестку дня, отказался ставить на рассмотрение вопрос от страны, не являвшейся членом организации. На самом деле, чиновники просто не хотели разозлить Советский Союз. Тогда Милене помогли женщины из Комитета связи международных женских организаций. Рудницкая связалась с его главой, британкой Марджери Корбет-Эшби и лично передала письмо от международных женских организаций в руки президента Лиги Нации. В письме была просьба в Лигу нации обратить внимание на отчаянное положение заморенного голодом населения советской Украины. Заседание 29 сентября 1933 проходило в закрытом режиме. Милена Рудницкая вместе с украинскими деятелями и журналистами ждала в коридоре. Иоганн Людвиг четыре раза выносил на голосование вопрос помощи голодающим, однако «за» проголосовали только четыре страны: кроме самой Норвегии еще Германия Ирландия и Испания. Остальные страны были за сотрудничество с советским союзом.

По руководству Милены Рудницкой Союз-украинок насчитывал 100 000 участниц. Как писала сама Милена, служба для нации была и одна из ведущих идей украинского женского движения. Осенью 1939 года, после захвата Галиции, советские власти союз ликвидировали, а большинство участниц отправили в Сибирь. Сама Милена успела уехать в Швейцарию, затем в США, а в 50-х годах осела в Мюнхене. Разочаровавшись в окружающей действительности, Рудницкая объявила бессрочную голодовку и умерла в марте 1979 года. В 1993 году ее тело из Мюнхена перевезли во Львов и перезахоронили на Лычаковском кладбище.

Когда же возник "женский день"

Украинские феминистки не устанавливали никаких женских праздников, но всю свою сознательную жизнь боролись за права и идеалы, в которые верили. Шаг за шагом они ломали стереотипы и традиции тогдашнего патриархального общества. Именно благодаря им современные женщины имеют право на образование, могут спокойно работать, участвовать в выборах и разводиться. А за формальный "женский день" раз в год нужно благодарить социалистов. В 1910 году в Копенгагене прошла международная конференция женщин-социалисток. Там было более 100 участников. Делегатки 17 стран мира, в том числе из Соединенных Штатов, Германии и роси. Звездой собрания была Тереза Малкел из США. Рассказ Терезы вдохновил ее немецких коллег, особенно социалистку Луизу Зитц, и уже Луиза, выступая на конференции, предложила учредить Международный день борьбы за женское равноправие и эмансипацию. Ее поддержала другая немецкая социалистка Клара Цеткин. Впервые в Европе Международный женский день был отмечен 19 марта. 1911 демонстрации прошли в Германии, Австрии, Дании, Швейцарии и Голландии. В 1912 году в честь праздника митинговали уже 12 мая и только в 1914 году женские марши прошли 8 марта.

В бывшем СССР основательницами международного женского дня называли немецкую коммунистку Клару Цеткин и ее близкую подругу и соратницу Розу Люксембург. Они действительно были на конференции социалисток в Копенгагене, но формально поддержали, а не внесли предложение о празднике. Дело в том, что жизненный путь Клары Цеткин очень хорошо вписывался в советскую идеологию. Она часто бывала в СССР и вела долгие дружеские беседы с Владимиром Лениным. Именно поэтому советские идеологи приняли этот образ. Она часто организовывала женские митинги. В 1910 году вместе с подругой Розой Люксембург они вывели на улицы немецких городов проституток с требованием остановить беспредел полиции, но конечно, для учебников это не подошло и проституток заменили на просто трудящихся женщин. Когда продолжалась советско-польская война, Цеткин была депутатом Рейхстага от коммунистов. Чтобы поддержать СССР, она с трибуны потребовала не выполнять на немецких заводах военных заказов для Польши. Для этого призвала всех сознательных пролетарских женщин предлагать свою любовь любому рабочему, который отказывается производить оружие и боеприпасы. Это тоже не вошло в советские учебники.

Украинская феминистка Наталья Кобринская замечала лицемерность социалисток в вопросе женских прав и говорила, что, например, использование половых прелестей в политических целях – это однозначно ошибочный путь. Украинская феминистка утверждала, что социалисты на самом деле не разбираются в нуждах женщин и просто используют их в своих политических целях.

Смотрите полный выпуск "Реальної історії" о 8 марта:

Новости по теме