Как общаться с людьми, выбравшимися из оккупации или пережившими личную потерю на войне: советы от психотерапевта Олега Чабана

Сніданок з 1+1
06:30
Будні

О чем говорить с людьми, пережившими ужасы войны, чтобы помочь им, а не повредить их психике? Рассказал Олег Чабан.

Поделиться:

Как правильно общаться с людьми, пережившими оккупацию, а также с потерявшими родных на войне? Об этом на видеовключении со "Сніданком. Онлайн" рассказал психотерапевт Олег Чабан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как комфортно сосуществовать большому количеству людей в маленьком помещении во время войны (советы психотерапевта Олега Чабана)

Олег Чабан отмечает, что общаться с людьми, пережившими психологическую травму, однозначно нужно. Но следует делать это правильно, чтобы не навредить их психике еще больше. Психотерапевт рассказывает:

"Есть такое понятие, как травматическая память, и это элемент психического посттравматического стрессового расстройства. И очень важно эту травматическую память не формировать. Поэтому у тех, кто вырвался из ада, не надо расспрашивать детали их травматических событий. Бывает, человеку нужно выговориться, его нужно слушать. Но не расспрашивать детали".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «В Мариуполе осталось очень много людей! Спасите их, закройте небо!» – пронзительная история тележурналистки Елены Силенко, которая пешком с детьми убегала из родного города

Олег Чабан дает очень важный совет, как общаться с человеком, вырвавшимся из оккупации или пережившим другие ужасные события, связанные с войной:

"Вы не должны погрузиться в его войну в его голове, вы должны его перетащить в свою мирную жизнь. Возвращаться в разговорах к его привычной жизни: чем он занимался, что сажал на огороде, какая у него была работа, хобби и т.д. Разговаривая с травмированными людьми, старайтесь говорить с ними не об их травмах, а об их нормальной жизни. Так не будет формироваться травматическая память".

Еще Олег Чабан советует не говорить о пережитых ужасах в вечернее время. Потому что наша долговременная память формируется, когда мы спим. Также психотерапевт отмечает:

"Не давайте человеку постоянно проговаривать тяжелые вещи, не формируйте ему травматическую память, чтобы не было патологической реакции горя, потому что это уже расстройство. Следует стремиться к тому, что была реакция утраченного, когда ты проходишь через это, а потом все равно возвращаешься к жизни".

То есть, безусловно, следует дать человеку выговориться, но не жить только пережитым горем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Синдром беженца»: как проявляется и как с ним справиться (советы нейроисследовательницы Натальи Кади в "Сніданок. Онлайн")

Как говорить с людьми, которые потеряли родных на войне?

Еще одна болезненная тема: как правильно общаться с людьми, пережившими личные потери из-за войны. Речь идет о смерти близкого человека. Олег Чабан рассказывает:

"Первый и очень важный совет: здесь не имеет значения, что вы говорите, имеет значение только то, что вы рядом, что не оставили человека один на один в его горе. Вы почувствуете интуитивно, нужно ли приобнять человека, подержать за руку. Можно говорить о своих страхах: тем самым вы присоединяетесь к переживаниям человека, показываете, что вы все вместе, только его горе сейчас сильнее. Точно не стоит детализировать, как произошла трагедия. Будьте просто рядом".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Я очень хочу, чтобы все мы были горды за то, кто мы, где мы и с кем мы», – в «Дневниках войны» история выхода из оккупации шеф-редактора шоу «Твой день» Людмилы Подлевской

Смотрите, как психотерапевт Олег Чабан рассказывает, как пытаться сохранять спокойствие во время войны:

Новости по теме