Ребенок резко стал взрослее: риски и факторы посттравматического роста описывает детская психология Светлана Ройз

Ребенок резко стал взрослее: риски и факторы посттравматического роста описывает детская психология Светлана Ройз

Стали сильнее и мудрее, и не отпускают руку мамы — об особенностях детской психики в большом разговоре с психологом.

Поделиться:

Известный детский психолог Светлана Ройз не устает подчеркивать, какой подвижной становится психика ребенка во время войны. И сегодня вместе с ведущей "Сніданок з 1+1" Людмилой Барбир психолог обсудили неочевидные проявления посттравматического роста и объяснила, что это такое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕРебенок молчит и избегает тяжелых воспоминаний: как такое поведение влияет на психику (комментирует детский психолог Светлана Ройз)

Посттравматический рост — термин, который ввел в психологию Ричард Тедески и характеризующий возвращение к своей предыдущей жизни, но с определенными изменениями. Это проявляется и в том, что человек чувствует себя сильнее, мудрее и больше ценит жизнь.

Светлана Ройз отмечает, что посттравматический рост может быть настоящим, а может быть мнимым, когда кто-то утверждает, что стал сильнее, но это стратегия избегания боли, страха, ощущения тяжести. Важно отличать это в поведении ребенка.

Светлана Ройз напоминает, что ребенок может расти, если рядом с ним есть среда роста. Родители должны заботиться о себе, чтобы быть эмпатическими и иметь силы стать опорой для ребенка. Когда мы читаем ужасные военные истории, то важно не проектировать это на своего ребенка, доверять "судьбе ребенка", чувствовать ее "улыбающейся"

Важно иметь терпение на изменение поведения ребенка и нормально воспринимать регресс — возвращение к сюсюканью, играм младшего возраста, появлению новых страхов, нежелание спать без родителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКак помочь ребенку пережить разлуку с папой из-за войны (советы психолога Светланы Ройз)

Также психология советует вносить "взнос в силу ребенка" с помощью речевых оборотов "Я с тобой, ты можешь включить фонарик/идти сам рядом/закрывать глаза".

"Тренируем мышцы силы или мышцы страха?" – постоянно спрашивать себя и проговаривать свой стимул в разговоре с ребенком, советует Светлана Ройз.

Важно, нормализовать чувство страха у ребенка и не оставить его одиноким, а для этого родителям следует признать, что они видят, что ребенок боится, видят его страх и переживания, и ребенок не одинок, ведь они верят в его чувства и готовы вместе работать с ими.

Также психолог раскрыла секрет произношения в обращении к детям: когда нужно апеллировать к логике, то использовать больше согласных, когда к эмоциональному состоянию, то больше гласных.

Стоит ли избегать разговоров о войне с ребенком, спросила Людмила Барбир

"Дети чувствуют страх, чувствуют вибрации, если им говорят одно, а они чувствуют другое, то теряется доверие к своим чувствам, и к родителям. В долгосрочной перспективе это уже не про чувство силы и не про доверие к миру. Я за то, чтобы мы разговаривали даже с маленькими детьми. Избегание — это те, с чем потом работают психологи. Избегание — это о том, что нет сил с этим справиться, а нам важно дать силу”.

Как отвечать на вопрос ребенка "Когда закончится война", почему нельзя злиться на детский смех, смотрите видео:

Новости по теме